|
ДокладыХудожник и наукаАрт-критик, художник, арт- и психотерапевт, Москва, itta.riumina@yandex.ru Доклад знакомит участников Конференции с особым видом научных исследований, стоящих на грани с изобразительным искусством и уже получивших свое название: Science Art. Включенная в него эмоционально-образная визуализация активизирует архетипическую память, давая возможность открытия глубинных смыслов в познании окружающего мира. Создаваемые для зрительного восприятия они показываются на арт-площадках – в художественных музеях и галереях, но рассчитаны на особого зрителя, на зрителя-ученого, способного понять и оценить научную значимость представленных произведений. Поэтому важно подчеркнуть, что ВПЕРВЫЕ это научное искусство вошло равноправно-составной частью в научную конференцию МАТЕМАТИКА. КОМПЬЮТЕР. ОБРАЗОВАНИЕ и было представлено в Музее научной направленности города науки Пущино в форме музейных экспозиций. Активное участие в этих выставочных Проектах принимал признанный лидер этого вида искусства, художник, математик, архитектор, АЛЕКСАНДР ПАНКИН. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Государственном Центре современного искусства и в ряде региональных музеев, а также в частных коллекциях России, Австрии, США, Нидерландов, Франции, Швеции, Финляндии, Венгрии, Германии, Польши. 12 октября 2020 Александр Федорович Панкин скончался на 83-м году жизни. СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ХУДОЖНИКА-УЧЕНОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ ЭТОТ ДОКЛАД. Александр Панкин, будучи потомственным архитектором, занимая должность Главного архитектора города Егорьевска, доподлинно знал, что в фундаменте творческого замысла архитектора лежат числовые расчеты, выраженные в математических формулах. Со временем, он и в своем живописном творчестве обратился к ЧИСЛУ, которое стало основным инструментом, своего рода «магическим кристаллом», помогавшим ему открывать числовые закономерности во всем, чего касался его пытливый взгляд. Так, в своей работе «Геометрия числа Джона Кейджа», он обратился к минималистическому произведению композитора Джона Кейджа, которое состоит из 4 минут и 33 секунд ТИШИНЫ. Подобно Сальери, говорившего (в произведении А. Пушкина) «Я музыку разъял», Александр Панкин вычленил основной принцип музыкального произведения и, сделав расчеты, тут же, на плоскости картины, дабы зритель не усомнился в правильности рассуждений, пришел к глобальному обобщению: «Следовательно, тишина Джона Кейджа… воплощает в себе абсолютный нуль – границу между мирами…как беспредметность или вечный покой». Александр Панкин выступает здесь, как ученый, сделавший научное открытие определенной закономерности, как художник, визуализирующий эту закономерность – этот «абсолютный нуль», и как философ, открывающий закон бытия. Так же многогранен талант других участников этих Проектов. Автор и куратор Проектов ИТТА РЮМИНА - арт-критик, художник, арт-психолог. Материалы доклада |