English

Доклады

Язык, человек, культура: взгляд психолингвиста

Уфимцева Н.В.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, филологический ф-т, каф. ОСИЯ 119991, Москва, Ленинские горы, ГСП, 1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), Тел.: +7 (495) 939-32-77, Факс: +7 (495) 939-55-96,

Методологически наше исследование опирается на теорию сознания, разработанную в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, и отличается от других похожих работ своей объяснительной направленностью. В качестве общей теоретической основы исследования используется теория языкового сознания, разработанная в Московской психолингвистической школе.

Я остановлюсь на нескольких аспектах взаимоотношения языка, человека и культуры. Первая проблема, это язык в человеке как его центральный функциональный орган, который обеспечивает функционирование всех других высших психических функций (восприятие, мышление и т.д.). Формирование языковой способности подчиняется определенным закономерностям, поддерживается работой мозговых структур. Главное завоевание на этом пути – это овладение знаком, как главным человеческим орудием, который открывает для ребенка доступ к культуре, к возможности сформировать образ мира своей культуры как ориентировочную основу поведения. Формирование языковой способности проходит определённые этапы и совершается в определенной последовательности. Не последнюю роль в этом процессе играет и школьное образование. Понятие «функциональная неграмотность» появилось в 90-е годы XX века. Ее причиной является несформированность структур логического мышления в силу того, что учащиеся не читают и не анализируют тексты, поскольку учебные программы направлены не на понимание прочитанного, а на простое его воспроизведение. А еще Ж. Пиаже указывал, что «чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для их завершения является язык» [1].

Второй аспект – это значение как социокультурный феномен, как производное культуры.

Огромная база ассоциативных данных, собранная в течение последних 50 лет Московской психолингвистической школой (словари РАС, ЕВРАС, СИБАС1, СИБАС 2, КрымАС , весь материал собран до начала СВО), позволяет проследить изменения в содержании языкового сознания нескольких поколений носителей русского языка/культуры и связать эти изменения с социально-политической ситуацией в российском обществе. Подход с позиций Московской психолингвистической школы позволяет анализировать знания, которые формируются в образе мира и закрепляются за телами языковых знаков, и не только их содержание, но и их системность.

Литература

1. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышление// Психолингвистика. Сборник статей. М., Прогресс, 1984. С.325-335.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533