|
ДокладыТри взгляда на преподавание математики в целомКазахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, 050040, Алматы, пр. аль-Фараби, 71 Преподавание математике осуществляется в немалой степени фрагментарно. В средней школе изучают арифметику, геометрию, алгебру, а в университетах добавляются математический анализ, дифференциальные уравнения, теория вероятностей, вычислительная математика и др. Эти дисциплины изучаются в значительной степени изолированно друг от друга. Однако имеется возможность в какой-то степени восполнить эти пробелы за счет использования в системе высшего математического образования курсов, в которых по отношению к математике в целом реализуются ответы на следующие вопросы. • Как это было? • Что из этого вышло? • Зачем это надо? Как это было. За этим стоит курс «История математики», в котором описывается эволюция математических идей [1]. В каждой из лекций данного курса прослеживается история развития того или иного математического понятия (числа, уравнения, предела, производной, вероятности, алгоритма и т.д.) от глубокой древности до наших дней. Что из этого вышло. Ответу на данный вопрос посвящен курс «Архитектура математики» [2]. Предметом данного курса является описание логического строения математики от основополагающих положений математической логики и теории множеств к числам, далее – к различного рода математическим объектам (порядковым, алгебраическим, топологическим и др.), которые понимаются как некоторые обобщения чисел, и, наконец, к структурам и категориям, объединяющих разнообразные математические объекты в единое целое. Зачем это надо. Этот вопрос решается в рамках курса «Математическое моделирование» [3]. Здесь обсуждаются возможности применения математических методов, рассматриваются способы построения и исследования математических моделей процессов физики, химии, биологии, экономики, социологии, политологии и др. Все указанные курсы читаются на механико-математическом факультете Казахского национального университета имени аль-Фараби (г. Алматы). 1. С.Я. Серовайский. История математики: Эволюция математических идей. В трех книгах. – Москва, URSS, 2019. 2. S. Serovajsky. Architecture of Mathematics. – Chapman and Hall/CRC, London, 2020. 3. S. Serovajsky. Mathematical modelling. – CRC Press, Taylor & Francis Group. London, 2021 (to appear).
Материалы доклада |