Русский
!

Presentations

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Грумова Н.А.

ГБОУ №1505, Москва

В настоящее время в условиях современной российской школы содержания образования претерпевает большие изменения. Одним из ведущих требований ФГОС ООО является формирование личности, которая способна ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного мира. Функциональную грамотность можно рассматривать, как основной показатель сформированной личности, способной применять полученные предметные знания для объяснения и выполнения проблем встречающихся в повседневной жизни.

На основании проведенного исследования по выявлению уровня сформированности функциональной грамотности среди учащихся 8-х и 9-х классов было выяснено, что знания большинства учащихся носят скорее формальный или поверхностный характер. Это связано с тем, что теоретические представления, которые формируются у учащихся, не носят связи с реальными явлениями, фактами, требующих осмысления на основе изучаемых закономерностей в рамках предметных дисциплин.

Для того, чтобы знания учащихся не носили формальный характер необходимо постоянно объяснять основополагающие причинно-следственные связи. Например, на уроке химии необходимо показывать следующую связь: положение элемента в периодической системе → строение атома элемента → химические свойства элемента → соединения химического элемента.

Так же для формирования функциональной грамотности необходимо использовать на уроках для закрепления материала практико-ориентировочные задачи и задания. Например:

1. В Индии на площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Она была изготовлена около 1500 лет назад. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и теплый климат. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как на ваш взгляд, объяснить стойкость железной колонны к коррозии?

2. Осенью сельскохозяйственные работники собрали фасоль общей массой 360 кг с участка площадью 1,5 га. При этом с каждым центнером фасоли почва истощается приблизительно на 0,5 кг фосфора. Для восстановления плодородия почвы используют вещество состава: (CaO)x(P2O5)y(H2O)z. Определите: а) молекулярную формулу удобрения, если в нем содержится ω(CaO)=24,22%, ω(P2O5)=60,44%; б) потерю массы фосфора; в) массу фосфора в удобрении полученном в пункте а.

Задания данного типа будут способствовать формированию функциональной грамотности у учащихся основной школы.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533