Русский
!

Presentations

Scientific enlightenment of preschool and elementary school children: the Internet resource «Man and Nature»

Потапова Т.В.

A.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: potapova@belozersky.msu.ru

Все люди на планете Земля принадлежат к виду Человек Разумный. Разум человека способен открывать Законы Природы. Благодаря этому существует Наука. Разум человека, как и многие другие способности развивается, в основном, уже после рождения ребенка под влиянием старших, которые учат ребенка обращаться со своим телом и окружающими объектами и явлениями, одновременно усваивая язык. Хорошо, если ребенок уже с ранних лет осознает, что есть законы природы и радость от их открытия. Для этого до 10-12 лет ребенку нужно помочь приобрести личный опыт открытия законов природы и опыт речевого общения с наставником, разделяющим с ребенком радость открытия. По современным научным представлениям, у ребенка есть естественная природная потребность - постигать законы природы и узнавать от наставника названия всего, что привлекает внимание ребенка. Взрослые люди забывают о том времени, когда они были детьми и мыслили формами, красками, звуками и вообще ощущениями: они привыкают мыслить словами и идеями, считая это нормой и требуя того же от детей. Чтобы войти в мир детского мышления, опираясь на естественные закономерности развития познания, наставнику требуются определенные усилия. Еще в XIX веке основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский предупреждал: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: «знай хорошо свой предмет и излагай его ясно». В помощь коллегам-ученым, аспирантам и студентам, а также специалистам школ и детских садов, родителям и старшим школьникам, готовым заниматься научным просвещением дошкольников и младших школьников, создан Интернет-ресурс «Человек и Природа» (http://www-new.belozersky.msu.ru/ru/links/chip/). Ресурс содержит научно-практические рекомендации и многочисленные примеры, как выстраивать деятельностную часть приобщения детей к законам природы и обеспечивать адекеватное речевое общение с детьми, объединяя усилия родителей, педагогов, ученых, студентов и старших школьников. Весь этот комплекс проблем можно схематически представить в виде развесистого древа, уходящего корнями в историю развития науки, укрепленного современными научными представлениями о месте человека в биосфере Земли и общественной поддержкой, которое приносит живые плоды в виде интересных и увлекательных форм развития мышления и личности детей ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. К сожалению, текущие реформы образовательных структур слабо ориентированы на задачи развития личности ребенка, в особенности - развития мышления, что всерьез мешает установлению сотрудничества между вузами, школами и детскими садами. В связи с этим разумно при решении задачи научного просвещения детей до 10-12 лет настраиваться на работу с семьями.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533