Русский
!

Presentations

Practical effectiveness of employment policy and the crisis-2020

Tarasova N.A., Vasilieva I.A.

Federal state budgetary institution of science Central economic and mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences

При анализе параметров социальной политики далеко не всегда РФ представляется социальным государством, но много лет выступает таковым в сфере занятости. Это было понято нами еще в переходный период (1993г.) при осознании такого специфического для РФ явления, как вынужденная занятость (ВЗ), тогда – только у официально трудящихся на предприятиях и в организациях. При этом некоторые экономисты (например, в ВШЭ, ЦеТИ ВШЭ) упорно – вплоть до работ недавних лет – считали ВЗ не спецификой, а «ненормальностью» нашего рынка труда (считая нормальным лишь «мейнстримовский» подход) и вообще опирались лишь на английскую работу 1995г. об эластичности оплаты труда ЗП, хотя она лишь отражает эластичность ВЗ, являясь (по оценке главы ЭЭГ Е.Гурвича) не диагнозом, а симптомом болезни. Позднее в выступлениях замдиректора ЦеТИ ВШЭ, гл.н.с. ИМЭМО РАН, д.э.н. Р. Капелюшникова уже упоминалась ВЗ. Так, в его сообщении НСС в конце апреля 2020г. говорится о специфическом механизме приспособления к кризисным шокам, т.к. российские предприятия не любят увольнять работников, предпочитая сокращение ЗП и рабочего времени. Точнее, «нелюбовь» инициируется властями «сверху» (что вызвало определение «вынужденная» для занятости и четко проявлялось с 90-х гг. в «административных» отпусках и сокращениях рабочего времени при ВЗ). Тогда ВЗ наемных работников на микроуровне экономики, как и затем при кризисах, предотвратило недопустимую в условиях РФ массовую безработицу (эта роль ВЗ и позднее долго была непонятна экспертам Всемирного банка, судя по их вопросам на конференции в ВШЭ). При кризисе-2008 явление ВЗ распространилось и на мезоуровень экономики – для «спасения» «бесперспективных» моногородов и поселков такого типа. Были разработаны две госпрограммы развития кризисных моногородов. По второй из них (на 2019-2024гг. с финансовой госпомощью) целью ставилось признание населением положительности проведенных преобразований при развитии ВЗ не только трудящихся (с постоянными рабочими местами), но и «вынужденных» предпринимателей (частных инвесторов в ограниченных властями сферах).

Кризис-2020 еще ярче высветил необходимость ВЗ для российских условий. Это проявилось в расширении воздействия властей на занятость и характер труда, начиная с ввода дистанционной работы. Ожидается оптимистический вариант развития безработицы за счет большой занятости в бюджетном секторе и практики замены увольнений на ВЗ («административные» отпуска, сокращение рабочего времени). Правительственный проект плана по восстановлению экономики, занятости и доходов россиян предусматривает снижение уровня безработицы до 5% при новых возможностях режима труда и его оплаты. На оперативном совещании президента с правительством в апреле 2020г. он подчеркнул: все, чего надо ждать от бизнеса сегодня, это сохранения рабочих мест, в чем, даже не в налогах, – сейчас главная функция бизнеса. Позднее, на встрече 21.10.2020 с членами правления РСПП, он четко заявил: сейчас особенно важно обеспечить занятость.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533