English
!

Доклады

Практическая эффективность политики занятости и кризис-2020

Тарасова Н.А., Васильева И.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт РАН

При анализе параметров социальной политики далеко не всегда РФ представляется социальным государством, но много лет выступает таковым в сфере занятости. Это было понято нами еще в переходный период (1993г.) при осознании такого специфического для РФ явления, как вынужденная занятость (ВЗ), тогда – только у официально трудящихся на предприятиях и в организациях. При этом некоторые экономисты (например, в ВШЭ, ЦеТИ ВШЭ) упорно – вплоть до работ недавних лет – считали ВЗ не спецификой, а «ненормальностью» нашего рынка труда (считая нормальным лишь «мейнстримовский» подход) и вообще опирались лишь на английскую работу 1995г. об эластичности оплаты труда ЗП, хотя она лишь отражает эластичность ВЗ, являясь (по оценке главы ЭЭГ Е.Гурвича) не диагнозом, а симптомом болезни. Позднее в выступлениях замдиректора ЦеТИ ВШЭ, гл.н.с. ИМЭМО РАН, д.э.н. Р. Капелюшникова уже упоминалась ВЗ. Так, в его сообщении НСС в конце апреля 2020г. говорится о специфическом механизме приспособления к кризисным шокам, т.к. российские предприятия не любят увольнять работников, предпочитая сокращение ЗП и рабочего времени. Точнее, «нелюбовь» инициируется властями «сверху» (что вызвало определение «вынужденная» для занятости и четко проявлялось с 90-х гг. в «административных» отпусках и сокращениях рабочего времени при ВЗ). Тогда ВЗ наемных работников на микроуровне экономики, как и затем при кризисах, предотвратило недопустимую в условиях РФ массовую безработицу (эта роль ВЗ и позднее долго была непонятна экспертам Всемирного банка, судя по их вопросам на конференции в ВШЭ). При кризисе-2008 явление ВЗ распространилось и на мезоуровень экономики – для «спасения» «бесперспективных» моногородов и поселков такого типа. Были разработаны две госпрограммы развития кризисных моногородов. По второй из них (на 2019-2024гг. с финансовой госпомощью) целью ставилось признание населением положительности проведенных преобразований при развитии ВЗ не только трудящихся (с постоянными рабочими местами), но и «вынужденных» предпринимателей (частных инвесторов в ограниченных властями сферах).

Кризис-2020 еще ярче высветил необходимость ВЗ для российских условий. Это проявилось в расширении воздействия властей на занятость и характер труда, начиная с ввода дистанционной работы. Ожидается оптимистический вариант развития безработицы за счет большой занятости в бюджетном секторе и практики замены увольнений на ВЗ («административные» отпуска, сокращение рабочего времени). Правительственный проект плана по восстановлению экономики, занятости и доходов россиян предусматривает снижение уровня безработицы до 5% при новых возможностях режима труда и его оплаты. На оперативном совещании президента с правительством в апреле 2020г. он подчеркнул: все, чего надо ждать от бизнеса сегодня, это сохранения рабочих мест, в чем, даже не в налогах, – сейчас главная функция бизнеса. Позднее, на встрече 21.10.2020 с членами правления РСПП, он четко заявил: сейчас особенно важно обеспечить занятость.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533