English

Доклады

PCA-анализ как метод измерения динамики глобализационных процессов: идея и практика

Комонов Е.О.

Дипломатическая академия МИД РФ, ekomonov@mail.ru

Развитие теории и практики международных экономических отношений (МЭО) в конкретном историческом отрезке времени тесно взаимосвязано с актуальным технологическим укладом, и в полной мере наследует его особенности.

В рамках последних десятилетий принято считать, что глобальная система мирохозяйственных связей функционирует на базе цифрового технологического уклада как зрелого проявления постиндустриального [1].

Философия цифрового технологического уклада во многом опирается на идею оцифровки информации в любом из её проявлений [2].

В частности, активно прорабатывается вопрос построения индекса глобализации как меры оценки общих характеристик экономической, социальной, технологической, информационной, политический и прочих видов глобализации [3].

Подходы к построению индекса глобализации претерпели несколько этапов развития от простейших однофакторных измерений до многофакторных моделей аппроксимации сложных совокупностей метрик. Сложившаяся традиция построения индекса глобализации во многом опирается на применение метода главных компонент (PCA-анализа) [4].

По результатам исследования нами выявлен ряд противоречий между фактически реализуемыми алгоритмами расчета индекса глобализации и общей логикой PCA-анализа как заявляемой методологической основы расчета. В рамках доклада мы выносим на обсуждение некоторые предложения по синхронизации части накопленных противоречий между идеей и реализацией модели.

Литература:

1. Глазьев С. Ю. Глобальная трансформация через призму смены технологических и мирохозяйственных укладов // AlterEconomics. 2022. №1.

2. Сорочайкин А. Н., Сорочайкин И. А. Формирование цифровой философии и цифрового человека в цифровой реальности // Основы ЭУП. 2021. №4 (29).

3. Гичиев Н. С. Интегральный индекс глобализации // РППЭ. 2014. №5 (43).

4. Черкашина Т. Ю. Индексы глобализации: индикаторы и логика построения // Социология. 2011. № 33. С. 136-165.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533