English
!

Доклады

Растения-синоптики на участке детского сада

Зезюля Н.В., Депутатова О.А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 37», Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д. 3, тел. (495) 932-61-02, (499) 739-35-21, (499) 739-35-28 – факс, e-mail: 37@edu.mos.ru,

В зависимости от того, какая ожидается погода, мы планируем свой день. Знать о ней важно людям многих профессий: летчикам, морякам, садоводам, шоферам, спортсменам и, даже, космонавтам. Сейчас о погоде можно узнать из телевизора, радио, интернета. Но так было не всегда. С давних времен люди пытались ее предсказать. Наблюдая за растениями, животными и подмечая изменения в их поведении, человек до сих пор может предвидеть и научиться предсказывать погоду. В один из весенних дней на прогулке, воспитатель, проходя мимо куста сирени, сказала ребятам старшей группы, что сегодня возможен дождь, потому что ее цветки очень сильно пахнут. И, действительно, вскоре на небе появилась дождевая туча. Оказывается, что растений, предсказывающих погоду много. Они получили название «живые барометры». Цель нашего исследования: установить, верны ли приметы об их поведении и изменениях погоды, и могут ли такие растения предсказывать погоду? Из литературы мы узнали о растениях-синоптиках. На территории детского сада они тоже есть. Наблюдали за кленом, конским каштаном, елью, сиренью, одуванчиками, кислицей и их поведением в разную погоду. Для простого прогнозирования погоды мы разместили на своём участке мини-метеостанцию, в которой имеется термометр, компас, флюгер, дождемер и солнечные часы. Термометр позволяет нам определять температуру окружающего воздуха и изучать понятия «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Для определения влажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается. На крыше домика расположены солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени. Работа на метеостанции позволила детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности. На прогулке мы наблюдали за небом и облачностью, оценивали силу ветра, измеряли количество осадков, определяли температуру и влажность воздуха. Свои наблюдения мы записывали в дневник и делали примерный прогноз погоды, который сообщали воспитателям и детям других групп, родителям. А потом мы сравнили предсказания растений с данными приборов и оказалось, что они совпадают! Например, если стрелка барометра указывала на дождь (низкое давление), то на листочках клена и конского каштана мы всегда замечали капельки влаги, а около кустов сирени ощущали сильный запах. Оказывается, на земле есть живые растения и деревья, которые могут достаточно точно предсказать изменения погоды без сложных расчетов. Необходимо лишь внимательно осмотреться вокруг, и природа сама расскажет нам, какая погода будет в ближайший период.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533