English
!

Доклады

Семейная школа имени К.Д. Ушинского

Потапова Т.В.

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395358, факс: (495) 9393181, e-mail: potapova@belozersky.msu.ru

В XXI в. дети должны усвоить, как можно раньше, основы научного мировоззрения об отношениях Человека с миром Природы в масштабах планеты Земля. Работа с детьми до 10-12 лет требует особого внимания к психолого-возрастным особенностям развития мышления в этом возрасте. По оценкам нейрофизиологов на долю мозга взрослого человека приходится около 20-25%% всех энергозатрат организма. При этом мозг развивающегося ребенка потребляет сначала вообще 80% всей энергии, потом – около 50%, пока не повзрослеет. Естественные потребности развития заставляют ребенка совершать огромную работу так, что достижение цели вознаграждается центром удовольствия. Эти закономерности развития мышления ребенка выдающиеся педагоги: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитин, - воплотили в жизнь в виде авторских систем начального воспитания. Великий физиолог И.П. Павлов убеждал педагогов в необходимости при воспитании ребенка создавать условия для удовлетворения такой естественной потребности, как реализация ориентировочного рефлекса. С 2013 г. по решению Ученого совета НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ действует специальная образовательная программа “Человек и Природа – первые шаги”, объединяющая усилия ученых, педагогов и родителей по организации увлеченного участия детей в исследованиях природы и речевого общения на адекватном возрасту ребенка языке с доброжелательными наставниками – носителями научной мотивации [http://www-new.belozersky.msu.ru/ru/links/chip/]. В ближайшее время мы планируем открыть в рамках программы “Человек и Природа -первые шаги” Семейную школу имени К.Д. Ушинского”, которая организует участие детей до 10-12 лет вместе с родителями в лабораторных работах, изготовлении пособий для исследований, рисовании, чтении, играх (деловые, “ходилки” и т.п.), экскурсиях по НИИ ФХБ и Ботаническому саду МГУ, посещении Фестиваля науки. В итоге каждая семья должна выполнить и защитить вместе с ребенком свой исследовательский проект или творческую работу. Опираясь на представления Л.С. Выготского о том, что «...в процессе развития ребенок обучается языку, который диктует строгое расчленение мысли… Поведение ребенка в среде требует от него понимания мысли других, ответа на эту мысль, сообщения собственной мысли», мы вводим в программу школы такую педагогическую инновацию, как семинары с участием детей, где дети получат навыки речевого общения по поводу своей деятельности с научно мотивированными наставниками: учеными и студентами.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533