English
!

Доклады

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста при общении с природой

Мартиросова О.А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 37» Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д. 3, тел. (495) 932-61-02, (499) 739-35-21, (499) 739-35-28 – факс, e-mail: 37@edu.mos.ru

Детство – это пора поисков ответов на разные вопросы. А ранний возраст – это короткий промежуток времени, охватывающий период от 1 года до 3 лет. Все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей. Поэтому главной задачей воспитателей и родителей является развитие познавательных способностей ребенка. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Нашу группу посещают дети от 1 года 6 месяцев до 2 с половиной лет. Это самая благоприятная пора, во время которой ребенок начинает открывать для себя окружающий мир, когда растут потребности ребенка в знаниях, активно развивается его познавательная активность. Важно позаботится о развитии таких качеств, как умение наблюдать, внимательно слушать, рассматривать. Представления об окружающем мире возникают у детей в процессе наблюдений, а затем и участия в различных видах деятельности, организуемых взрослым. Так как на территории нашего детского сада уже давно существует природный объект «Уголок леса» и к нам залетают многочисленные обитатели семейства пернатых, у нас есть возможность наблюдать их видовое разнообразие. В ходе знакомства с окружающим и миром природы, я создала проблемно – поисковую ситуацию «Как можно помочь птицам зимой». Целью наших «занятий» было познакомиться с миром птиц, которые остаются зимовать в городе. Мы рассмотрели внешний облик, повадки, чем они схожи и чем отличаются, а также поговорили о роли человека в жизни птиц. Детям были предложены картинки для рассматривания и рассказывания. Они с удовольствием прослушивали птичьи голоса и отвечали на вопросы. На прогулке мы рассмотрели ворону и воробья, нашли отличия. И вот тогда я задала вопрос: «Как помочь птицам в нашем уголке леса?». И сама же подвела их к мысли о том, что можно было бы их подкармливать. Мы смастерили кормушку. Попросили родителей принести семечки, различные зерна, пшено. Рассмотрели все это. Потрогали. Также было изготовлено пособие из фетра «Кормушка на дерево», где дети, определяя по цвету сажали птиц на кормушку – сначала летели птички с желтой грудкой (синицы), потом с красной грудкой (снегири). И конечно неоценимый вклад внесли наши родители. Они были заинтересованы нашей темой, дополнительно дома или на прогулках после сада вели наблюдения. И всегда старались подкреплять полученные знания своими действиями.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533