English
!

Доклады

Как уголок леса помогает исследовать природу вместе с детьми в детском саду

Черминская М.А., Потапова Т.В.1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 37». Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д. 3, тел. (495) 932-61-02, (499) 739-35-21, (499) 739-35-28 – факс, e-mail: 37@edu.mos.ru

1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов биологии. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395506, факс: (495) 9393181, e-mail: potapova@belozersky.msu.ru

Детям, которые живут в больших городах, не просто общаться с природой, а это очень важно для их развития. Поэтому мы в наших дошкольных учреждениях работаем с детьми в соответствии с принципом «Исследуем природу вместе с детьми». Еще весной 2010 г. в нашем дошкольном отделении школы №37 г. Москвы был заложен «уголок леса», существующий и поныне и постоянно пополняющийся новыми обитателями. Помогают нам в этом ученые МГУ. Благодаря «уголку леса» дети могут круглый год наблюдать природные изменения в жизни дикорастущих растений, многие из которых им знакомы по сказкам и песням. Здесь мы проводим с детьми занятия, исследования, наслаждаемся пением птиц, просто отдыхаем от шумного города и, что очень важно, имеем возможность практически круглый год черпать материал для нашей обширной проектной деятельности, реализующейся во всех возрастных группах. Например, в 2021/2022 уч. гг. в младшей группе был осуществлен проект на тему «Наблюдения за неживой природой и сезонные изменения в природе». В рамках данного проекта мы изучали свойства воды, снега, льда, песка, камней и воздуха. Младшим дошкольникам особенно нравится возиться с водой и песком, рассматривать камешки, любоваться снежинками, играть с ветрячками. А в 2022/2023 уч. гг. уже в подготовительной к школе группе мы провели целое исследование по теме «Жилище»: из каких материалов лучше построить дом. За основу была взята английская народная сказка «Три поросенка». Детям было предложено самим собрать такие материалы, как сухая трава, ветки и камни, изучить их свойства и решить – что является наиболее подходящим для строительства дома. Вывод был вполне ожидаемым: лучше сочетать разные виды «стройматериалов», поскольку у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. У «уголка леса» уже есть своя, хоть и недолгая, но славная история. Несколько лет назад делегация американских лесоводов подарила ему рябинку, а в прошлом году Центральное телевидение показало его на широком экране в рубрике «Черные дыры. Белые пятна». Пережил он и нашествие городских коммунальных служб. Но мы надеемся, что с нашей помощью он все выдержит и будет продолжать дарить пищу для размышлений и радость новым поколениям наших воспитанников.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533