English
!

Доклады

Место и роль литературоведения в системе современного знания

Симонова Л.А.

Библиотека №7. Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери

В настоящее время все без исключения дисциплины нуждаются в литературе и становятся всё более и более «литературными» (точные и естественные науки, как и гуманитарные, всё активнее прибегают к языку литературы и делают ставку на создание на основе изучаемых объектов «истории» как связанного текста, объединённого доминирующим шифром – формулой, биологической или химической реакцией, природным явлением, – показанном благодаря расширяющему информционно-смысловое пространство языку в их процессуальности и глобальности). «История болезни», «история того или иного биологического или физического учения» или той или иной «математической теории» – всё имеет литературный характер. В гуманитарных дисциплины влияние литературы огромно: в таких науках, как психология, социология, философия, экономика и т.д., доминирующее положение занимает теория субъекта, которая связывает личностную идентичность и нарративность. В начале XXI века литература остаётся достойным ответом человека на ситуацию распавшегося, фрагментарного, а значит, ущербного, недостаточного знания. Приблизительно до середины XX века литература успешно выполняла познавательную, ценностно-определяющую, смыслоорганизующую, наконец, миромоделирующую роль. В конце XX – XXI века литература перестала быть способом глобального смыслопорождения и мироорганизации, что необходимо будет восполнено литературоведением, которое должно взять на себя все те главные функции, которые раньше принадлежали в первую очередь литературе – философскую, аксиологическую, этическую, в целом, целе- и смысло-полагающую, так же как и словотворческую (без чего иное невозможно) в условиях становящегося и активно проявляющего себя коллективного и личностного бытия. В условиях упадка современной литературы голос литературных шедевров – классицизма, романтизма, модернизма – заметно ослабевает, поскольку становится невнятным, трудно постигаемым, поэтому главная задача литературоведения – сделать со-временными шедевры прошлого. Литературоведение становится важнее самой литературы, поскольку оно устанавливает связь «тогда» и «сейчас», устанавливает необходимые для восприятия классики интерпретативные подходы. Конечная исследовательская и одновременно преобразующая цель (как раньше у литературы) – «покрыть» всё языком литературоведения, создать абсолютный текст миробытия из знаков филологической науки. На современном этапе литературоведение столкнулось с необходимостью преодоления стагнации, законсервированности языка. На современном этапе задачу возможного преодоления окостенения языка гениально решил Фуко, который в своих трудах демонстрирует возможность вбирать, объединять, покрывать собой как пишущим множество разнородных дискурсивных практик, преодолевая замкнутость каждой из них и одновременно не подавляя их волевой авторитетностью критика.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533