English
!

Доклады

Индивидуальный проект как эффективный способ профессионализации старшеклассника гуманитарного профиля

Орлова М.В.

МАОУ "Гимназия № 56", Россия, 426056, Ижевск, ул .Удмуртская, 230; orlova@labore.ru

В современной школе проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она развивает интеллектуальный потенциал школьников и открывает широкие возможности для развития личности и самоопределения. К одиннадцатому классу перед каждым обучающимся гимназии стоит задача продемонстрировать умение создавать проект самостоятельно от начала и до конца, освоив необходимые этапы проектной деятельности. Каждый школьник выбирает тему и создает продукт проекта согласно своему профилю. В классах гуманитарного профиля программу «Индивидуальный проект» реализуют учителя профильных предметов – права, литературы, английского языка или истории, являясь кураторами проектной деятельности обучающихся. Старшеклассники работают в тесной связке с куратором проектов, а также с учителем, которого выбирают в качестве руководителя. Кураторы в своей работе по сопровождению проектов применяет коучинговые технологии: «Колесо знаний», «шкалирование», «доска» и др. А в оценивании метапредметных результатов обучающихся используют разработанную в гимназии электронную программу «Комплекс электронных модулей» (КЭМ), которая позволяет на разных этапах индивидуального проекта фиксировать уровни развития метапредметных компетентностей обучающегося гуманитарного профиля.

На примере индивидуального проекта на тему «Иллюстрации к стихам Кузебая Герда в стиле кубизм» ученицы Н. мы рассмотрели результаты использования алгоритмов сопровождения и оценивания развития метапредметных компетентностей старшеклассника на трех этапах выполнения проекта: «защита выбора темы индивидуального проекта», «защита планирования индивидуального проекта», «защита индивидуального проекта». В электронной программе КЭМ эти результаты доступны ученику в его «личном кабинете» в виде графиков и таблиц, отражающих уровень его развития, что для ученицы Н. явилось мотивом к формированию индивидуального образовательного запроса к куратору проекта, который, в свою очередь разрабатывает карту индивидуального роста и предлагает новые формы и методы работы для развития метапредметных компетентностей обучающегося. Как показывает опыт, работа над проектом развивает познавательные навыки выпускников, ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свой образовательный маршрут, способствует профессиональному самоопределению.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533