English
!

Доклады

Помощь вузов в осмысленном озеленении пришкольных участков

Потапова Т.В.

НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова potapova@belozersky.msu.ru

XXI век принес в жизнь человечества массу проблем, которые отодвигают в сознании людей на задний план внимание к жизни природы и заботу о ней как основе системы жизнеобеспечения на нашей планете. Выдающемуся математику Н.Н. Моисееву: принадлежат замечательные слова: «Человечество, чтобы выжить на Земле, должно почувствовать себя единым. Ему необходимо обрести ощущение нераздельной общности и ответственности за судьбу своей планеты. Оно должно почувствовать себя экипажем одного космического корабля, имя которому «Планета Земля». Важность экологической ориентации в XXI веке каждого жителя планеты Земля очевидна для ученых, однако, совершенно неочевидна для большинства педагогов и родителей. А ведь именно от них зависит, чтобы дети ежедневно получали живые впечатления от наблюдений за жизнью природы, участвовали в исследовании законов этой жизни, активно обсуждали в своем ближайшем окружении взаимоотношения человека с природой. На летней школе для учителей «Озеленение пришкольного участка как среды для развития биосферного мышления» (7-8 июня 2022 г.) обсуждался конкретный опыт создания уголка Леса на участке детского сада в Раменках и «птичьей рощи» на участке Лицея информационных технологий, - при поддержке Ботанического сада МГУ объединенными усилиями ученых, педагогов, родителей, студентов и аспирантов с опорой на информационную базу программы «Человек и Природа. Первые шаги» НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ [http://belozersky.msu.ru/ru/links/chip/]. В прошлом веке в проектах «Малыши и няньки» ученые Пущинского НЦБИ РАН вместе с педагогами детских садов готовили школьников на роль экологических наставников для младших. Этот опыт получил международное признание благодаря публикации в журнале Юнеско «Connect». В 2005-2007 г.г. при поддержке грантами программы «Make a connection» московские студенты и школьники оказывали реальную помощь детским садам в осмысленном озеленении их участков и выступали в роли экологических наставников для малышей, используя деревья и кустарники как материал для общения с детьми. Специалисты вузов, аспиранты и студенты могут оказать бесценную практическую помощь конкретным школам и детским садам в своем ближайшем окружении. Школам и детским садам нужна реальная практическая поддержка в ландшафтном проектировании пришкольных участков, подборе подходящих видов растительности и их непосредственной посадке, оборудовании деревьев и кустарников системами видеонаблюдений и т.д. Наличие таких условий поможет педагогам грамотно организовать занятия с детьми самого разного возраста.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533