English
!

Доклады

Моделирование процессов синергетического влияния на восприятие слушателем интонационной идеи музыкального произведения

Лисицкая Е.В., Гернет Н.Д.1

Украинская Ассоциация «Женщины в науке и образовании», Украина, 61093, г.Харьков, пер.Кульбицкий, 7, кв.2, тел. +38-068-964-79-23, +38-057-724-10-33, E-mail: nadezhdadg @ yandex . ru ; naukaint 2016@ gmail . com

1Московский Губернский колледж искусств, г.Химки, Библиотечная, 10, levgia@yandex.ru, 89163276011

В докладе рассматривается проблема моделирования междисциплинарного влияния на восприятие аудиторией слушателей замысла композитора с целью выделения дисциплин, наиболее значимых для формирования исполнительского мастерства. Для иерархического представления компонент проблемы выбран метод анализа иерархий (МАИ). МАИ учитывает роль человека, примиряет многочисленные и противоречивые устремления, имеющиеся у людей, чьи интересы затрагивает решаемая проблема. Анализ проблемы синергетического влияния на восприятие интонационной идеи требует реализации принципа системности, предполагающего выделение множества Ф классов Ф j взаимодействие которых определяет проблему, состояние проблемосодержащей среды (ПС – среды). Множество Ф может быть получено путём казуальных наблюдений, дедуктивной логики, анализа эмпирических данных или в результате «мозгового штурма». Построение модели иерархии для анализа проблемы и оценки факторов, начинается с задания фокуса проблемы (улучшение восприятия интонационной идеи). Следующий уровень определяют первичные факторы ПС-среды класса Ф1, характеризующие свойства отношений в ПС-среде, взаимодействие которых и образует проблему. Ф1 формализованного представления композитором инновационной идеи; множество факторов генерации звука; множество факторов передачи звука; множество факторов приёма звука; множество факторов отображения интонационной идеи в сознании слушателей. Следующий уровень иерархии определяют вторичные факторы ПС-среды класса Ф2, содержащего факторы, характеризующие различные свойства инструментальных средств; факторы, характеризующие исполнителей музыкального произведения; факторы, характеризующие свойства музыкальной материи на различных этапах передачи замысла композитора слушателю. Нижний уровень иерархии определяют факторы, принадлежащие классу Ф3, с помощью которых меняется состояние первичных и вторичных факторов: музыкальные дисциплины; история; литература; искусство; математические и компьютерные дисциплины и др. Выделенные факторы определяют декомпозицию проблемы и иерархическую модель влияния дисциплин на фокус проблемы. На последующих этапах предметной технологии моделирования осуществляется экспертное оценивание предпочтений и построение локальных приоритетов по степени влияния каждого фактора одного уровня на факторы верхнего уровня. На основе полученных локальных приоритетов находят путём иерархического синтеза глобальные приоритеты определяющие значимости дисциплин, участвующих в синергетическом влиянии на восприятие интонационной идеи, для формирования исполнительского мастерства.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533