English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

О современных ориентирах российского образования в оценках вузовских педагогов

Гудович И.С., Красова Е.Ю., Черникова Г.В.1

Воронежский государственный университет, Россия, 394006, Воронеж, Университетская пл., д. 1, тел.: (473)2208364, факс: (473)2208755, kelan20042004@mail.ru

1Филиал Российского государственного социального университета в Воронеже, тел.: (473)2497751, galzhd@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время российская система образования совершает переход от так называемой "знаниевой" ("традиционной") парадигмы, делающей акцент на формировании знаний, умений и навыков, к "компетентностной". Предоставляя, в целом, неплохие теоретические знания, традиционная модель образования оказывается малоэффективной в процессе практической подготовки кадров, стимулирования развития профессиональных компетенций, в наибольшей степени востребованных нынешними работодателями. В тоже время компетентностный подход, по логике отечественных реформаторов, позволяет учитывать в процессе профессиональной подготовки аспект практического действия. Сегодня компетентностный подход как современная образовательная парадигма достаточно широко представлен в научных трудах. В тоже время остро чувствуется потребность в прикладных исследованиях, способных выявить проблемные и болевые точки в реализации новой образовательной модели. Также весьма актуальным является формирование на основе результатов анализа различных видов информационной и организационной поддержки преподавателей. Эти цели были заложены в исследование, проведенное в Воронежском госуниверситете в апреле 2013 г. На основе опроса экспертов были выделены ключевые условия реализации компетентностной модели в образовании, особенности восприятия педагогами высшей школы новой модели, трудности и перспективы ее реализации, и, главное, – факторы повышения эффективности системы российского образования в целом. В результате обобщения мнений специалистов сложились условные модели образования – традиционная, техногенная и антропогенная. Эксперты высказались о необходимости серьезного обновления содержания образования с акцентом на трансдисциплинарность, то есть на преподавание основных методологических принципов научного знания. Группа экспертов формировалась из педагогов высшей школы: кандидатов и докторов наук, профессоров и доцентов, заведующих кафедрами, деканов, проректоров. Критерием отбора экспертов стала компетентность в вопросах развития образования (теоретических знаний проблемы и практического опыта), а также способности предвидеть логику событий. Анкетирование было проведено среди 32 вузовских специалистов, отобранных по признакам пола, возраста, вуза, профиля кафедры, должности. Также учитывался и географический фактор: эксперты работают в вузах Воронежа, Москвы, Астрахани, Твери, Рязани, Анапы и Новочеркасска.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533