English
!

Архив публикаций

Тезисы

XV-ая конференция

Особенности методики применения ИКТ в курсе "Основы естественнонаучных исследований"

Габайдулина Л.И.

Московский государственный педагогический университет, ф-т физики и ИТ, каф. теории и методики обучения физике,Россия, 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 29, E-mail: timof-mpgu@rambler.ru, liya_gab@mail.ru

1  стр.

Целью наших исследований является разработка системы применения ИКТ в пропедевтическом курсе естествознания в 5-6 классах «Основы естественнонаучных исследований» (ОЕНИ). Основная идея заключается в рассмотрении ИКТ в качестве системообразующего элемента естественнонаучного образования в 5-6 классах.

К особенностям методики следует отнести: интеграцию естествознания с курсом информатики; побуждение учащихся к самостоятельному изучению и применению компьютерных технологий в учебной деятельности; пример учителя и соучеников в работе с компьютерными средствами.

Предлагаемая нами методика применения ИКТ сказывается на содержании и структуре курса естествознания. Изменения обусловлены двумя главными задачами курса ОЕНИ, первая из которых - формирование у учащихся естественнонаучного мышления на основе овладения методами естественнонаучных исследований; вторая - формирование ИКТ-компетентности учащихся. Современные научно-исследовательские методы немыслимы без применения ИКТ. Здесь и проведение эксперимента, обработка данных, компьютерное моделирование, подготовка публикаций, коммуникация в научном мире. Необходимость освоения учащимися этих новых методов и влияет на изменение содержания и структуры курса ОЕНИ, а также корректировку курса информатики «под нужды» курса естествознания.

Организация образовательного процесса при ведущей роли компетентностного подхода приводит и к изменению средств, методов и форм, а также диагностики успешности обучения. Среди форм учебной деятельности основной являются практические работы.Отчеты учащихся о домашних наблюдениях и опытах принимаются в традиционном, электронном или смешанном виде. Конференции проводятся с компьютерной поддержкой. При оценке учебных достижений школьников основной упор сделан на качество подготовленных ими итоговых материалов по результатам самостоятельной практической работы.

Анализ результатов педагогического эксперимента подтверждает практическую действенность методики: нам удалось переключить внимание значительной части пятиклассников и шестиклассников с игровой и развлекательной компьютерной деятельности на учебную, повысить интерес школьников к самостоятельному изучению и применению ИКТ в учебе, а также внести заметный вклад в формирование начальной ИКТ-компетентности учащихся.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533