English
!

Доклады

Метод невербального семантического дифференциала в изучении ассоциативного поля понятий

Чернейко Л.О.

Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, филологический факультет

1. Проблема изучения визуализации понятий уходит корнями в философию, в частности, в постулируемое Р. Декартом разграничение идей «ясных» и «отчетливых», принадлежащих именам разного семиотического статуса: идея ясная стоит за всеми предметными именами, с которыми в сознании ассоциативно связан наглядный образ, т.е. перцептивный след прототипического референта, тогда как идея отчетливая связывается с возможностью выделения в ней различительных параметров предмета (вещи, абстрактного феномена) и, соответственно, формулирования сигнификата понятия. В отечественной философии отчетливость идеи связывалась с аналитическим (дискурсивным) типом мышления, противоположным мышлению интуитивному (дологическому и синтетическому). Дискурсивный тип мышления предполагает владение интенциональным предметом в формате «знаю-понимаю-объясняю». Именно в объяснении значения понятий (resp. слов) Платон видел высшую форму владения сознанием стоящей за словом вещью, т.е. отчетливость ее идеи. У интуитивного мышления иной способ постижения мира – сублогический, иной инструмент – это ассоциации, создающие вокруг культурно значимых феноменов ассоциативный ореол, и иная форма языкового воплощения ассоциаций – это метафора.

2. Дологические формы сознания и мышления стали предметом пристального внимания отечественной философии во второй половине 20 в. (конференция «Бессознательное» 1979 г.). Однако за полвека до этого важного события В.В. Кандинский разработал «Опросный лист», позволяющий, по замыслу Кандинского и его соратников, составить универсальную «азбуку искусства» на основе ассоциативного эксперимента, в котором в качестве стимула предлагались слова, а реакцией на них был выбор из трех базовых геометрических фигур - треугольника, квадрата и круга. Спустя 35 лет американский психолог Ч. Осгуд разрабатывает метод изучения значимых для культуры понятий, получивший название «вербальный семантический дифференциал (ВСД)». Метод ВСД был дополнен В.П. Петренко методом НСД, но пальма первенства принадлежала В.В. Кандинскому. Базовые геометрические фигуры можно дополнить цифрами и получить нетривиальные результаты их ассоциативных связей с именами и геометрическими фигурами.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533