English
!

Доклады

Методические основы системной интеграции традиционных и цифровых технологий преподавания музыкальной дисциплины

Лисицкая Е.В., Гернет Н.Д.1

ГАПОУ МО "Московский Губернский колледж искусств", г. Химки, ул. Библиотечная, д. 10

«Переводчики - это почтовые лошади просвещения»

А. С. Пушкин

Цифровизация всех областей деятельности человека активно меняет и сферу образования, в том числе процесс обучения музыкальной дисциплине. При создании эффективной технологии преподавания, обеспечивающей формирование у ученика знаний, умений, навыков, достаточных для решения профессиональных задач, основываясь на исторической междисциплинарности музыкальной науки, представляется возможным использование современных математических методов системного анализа. В последнее время число различных технологий преподавания каждого предмета, среди которых значительную часть составляют традиционные технологии (ТТ), резко возросло за счёт вынужденного использования цифровых технологий (ЦТ). Анализ накопленного опыта указывает на нецелесообразность отбрасывания как ТТ, так и ЦТ, так как для ТТ накоплен значительный опыт, а ЦТ имеют мощный потенциал за счёт использования методов, моделей, инструментария цифровизации учебного процесса. Очевидно разумным является системная интеграция ТТ и ЦТ, при которой ТТ усиливают ЦТ и ослабляют влияние их недостатков, а ЦТ усиливают достоинства ТТ и ослабляют влияние их недостатков на качество учебного процесса (КУП). Каждая ТТ и каждая ЦТ имеют слабые стороны (СЛС) и сильные стороны (СИС). СИС способствует повышению КУП, а СЛС способствует его снижению. Процесс влияния СИС и СЛС на КУП может быть представлен в виде иерархической модели В докладе рассматриваются экспертные процедуры, которые на основе метода анализа иерархий находят глобальные приоритеты наиболее значимых : сильных сторон технологий по степени их влияния на повышение КУП; слабых сторон технологий по степени их влияния на снижение КУП; СИС ТТ и ЦТ, существенно ослабляющих влияние СЛС ТТ и ЦТ на снижение КУП. Предлагается способ определения на основе результатов экспертиз выборки ТТ и ЦТ для создания технологии преподавания дисциплины. В заключении рассматриваются особенности практической реализации предлагаемой процедуры для музыкальной дисциплины, требования к отбору экспертов, эффективность применения системного подхода в музыкальном образовании.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533