English
!

Доклады

Современные задачи формирования дискурсивной речи детей в международном аспекте

Иванова Н.Н.

Научно-исследовательский институт развития ресурсов человека и социального здоровья общества, Москва, ул. Нижегородская, 32; Международный университет природы, общества и человека «Дубна»,ул. Университетская, 19. Тел. 8-916-858-1536, nanik-dubna@list.ru

Ежегодно в мире и в нашей стране отмечается значительный рост числа детей с речевыми аномалиями различного генеза. Это общая проблема современного детства, которую можно решить, объединив усилия представителей науки, образования и практики различных стран. Западные специалисты по речи (speech therapists) придерживаются психологического подхода к решению этой проблемы, так как речь является главной и системообразующей высшей психической функцией, а российские ученые развивают клинико-психологический подход (А.Р. Лурия). При некоторых различиях научных позиций в странах Европы, США и России, имеется совпадение важнейших теоретических концепций (культурно-историческая теория Л.С.Выготского) и существует взаимовлияние. Зарубежные специалисты заимствуют классические теоретические положения Л.С. Выготского, а российское образование чрезвычайно активно внедряет в практику концепцию инклюзивного обучения, многие годы уже применяемую в Европе и США. Общее недоразвитие речи детей (ОНР) характеризуется нарушением в той или иной степени всех компонентов речи от звукопроизношения до текстообразования, которое возникает на фоне органических поражений. В зарубежных классификациях ОНР может быть соотнесено с терминами «дисфазия развития» (developmental disphasia, Woods, 1985, Njokiktjen, 1990) и «специфические речевые нарушения» (spesific language impairment, Johnson, Bishop, 1992). Данный дефект требует особого подхода, обуславливает необходимость создания и использования специальных методик для развития связной речи.

С целью формирования личности ребенка путем преодоления речевых проблем, автором была разработана методика «Алгоритм развития описательной связной речи методом поэтапного формирования умственных действий», которая направлена на создание словесного образа предмета с помощью знаков и символов. Она создана на основе идей Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгера, В. Штерна. Издан на русском и переведен на английский язык (для международного использования) учебно-методический комплекс, состоящий из альбома, методического пособия с конспектами занятий и двух интерактивных компьютерных программ. Методика позволяет подробно охарактеризовать предметы различных категориальных групп с опорой на их изображение и фиксируемые признаки; дает возможность составлять высказывания по плану; облегчает процесс формирования синтаксических конструкций при создании описательного текста.

Эффективность данной методики была подтверждена экспериментом, который проводился в течение учебного года (сентябрь - май) с участием 240 детей 6-8 лет и показал существенное улучшение речи детей с нормативным уровнем развития и переход большинства детей с ОНР в категорию нормального речевого развития.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533