English
!

Доклады

Научное просвещение дошкольников и младших школьников: роль университетов

Потапова Т.В.

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, факс: (495) 9393181, e-mail: potapova@belozersky.msu.ru

Научное просвещение маленьких детей основано на их природной страсти к познанию и готовности усваивать представления о мире, себе и своем месте в мире от любящего наставника, который обучает их языку и мышлению. При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста может усвоить основы современного ему научного мировоззрения. Обязательных условий несколько. Это научная просвещенность наставника и его мотивированность к открытию нового. Безусловное доверие ребенка к наставнику и речевое общение с использованием доступного ребенку словарного запаса. Собственная активная деятельность ребенка, интересная ему и понятная. ...Носителями научных знаний и научных мотиваций являются, как правило, профессиональные ученые и студенты университетов. И это не только здесь и сейчас. В XIX веке основоположник отечественной педагогики, выпускник Московского университета К.Д. Ушинский писал о неоходимости естествознания для развития умственных способностей ребенка и о главной заботе росийских университетов — держать уровень образования постоянно на одинаковой высоте с уровнем науки и распространять это образование как можно глубже в народе. В конце XX века выдающийся математик академик Н.Н. Моисеев писал об ответственности университетов за научное просвещение всех слоев населения, необходимое для гармонизации отношений между Человеком и Биосферой. В декабре 2018 г. ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий в докладе «Третья миссия университета» подчеркнул , что в последние годы особенный акцент ставится на социальной ответственности университетов, их вкладе в развитие общества.

Проделав определенную работу, можно пересказать современные научные представления языком, доступным дошкольникам и младшим школьникам. Проблема в том, что ответственность за развитие детей этого возраста несут родители и педагоги и включение в этот процесс профессиональных ученых требует координации усилий представителей разных социальных групп, разных профессий и разных ценностых установок. Задача это не простая, но вполне решаемая, если положить во главу угла любовь к детям и заботу об их умственном и духовном развитии как необходимых условиях благополучия нации и всего человечества на планете Земля. Практический опыт такой работы накоплен учеными и студентами МГУ в сотрудничестве с семьями и педагогами соседних детских садов и школ в рамках программы «Человек и Природа. Первые шаги» и представлен на сайте НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ [http://www-new.belozersky.msu.ru/ru/links/chip/] и на сайте «МГУ-школе» [http://teacher.msu.ru/teacher/school/2017/sci].

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533