English
!

Доклады

Высшая школа III-го тысячелетия: преобразование образования; подготовка преподавателей

Карякин Ю.В.

Томский политехнический университет 634050 Томск,пр. Ленина. 30

Высшая школа третьего тысячелетия это сегодня TERRA INCOGNITA. Пока без принятых сообществом результатов ведутся интенсивные поиски её новых форм в широком диапазоне – от организации современного университета до способов учебных взаимодействий преподавателя со студентами. В наших исследованиях акцентируется одна из таких форм. Мы препарируем ядерное звено образовательного действия – механизм взаимодействия мыслительных процессов преподавателя и студента, формирующий результат образовательной деятельности.

В наблюдаемом сегодня поисковом движении это звено претерпевает изменение, чреватое утратой статуса преподавателя как атрибута образовательного процесса. Под влиянием мощного конкурента в виде сетевых коммуникаций преподаватель подвержен необходимости стать другим или сойти с пьедестала учителя. Представляются очевидными два пути миграции традиционного преподавателя к новому статусу. Первый путь уже проявился в форме движения под брендом тьюторства и, не смотря на неприятие его старшим поколением вузовских работников, делает заметные экспансионные движения. Второй путь – путь мыслителя, на котором преподаватель не только сохраняет свой статус ведущего, образующего, воспитывающего. Напротив, он существенно укрепляет свой статус благодаря актуализации фундаментальных научных основ учебного предмета во взаимодействии со студентом. Как пример способа такой трансформации – приятие в образовательной деятельности онтогенезного подхода и культивирование онтогенезного мышления [1,2,3].

Реализация такого намерения возможна путём разработки и внедрения в вузовскую практику образовательной программы Преподаватель высшей школы, включающей наряду с блоком учебных курсов по направлению подготовки, курсы по биологии, психологии, логике и метафизике как ориентированные на формирование целостного миропонимания и осознание всеобщей связи в мироустройстве.

Литература

1. Карякин Ю.В., Юсупов Д.В. Образование на стыке веков: онтология кризиса и возможные выходы на траекторию линейного развития / Alma-mater (Вестник высшей школы), №1, 2019, с. 30.

2. Карякин Ю.В. Преподаватель нового типа: философия, концепция, технология / Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научной конференции, г.Барнаул, 18–20 октября 2017 года / под науч. ред. М.П. Тыриной, Л.Г. Куликовой. – Барнаул Алт ГПУ, 2017. –318с. С. 192-199.

3. Ю.В. Карякин, В.Г. Крец, М.С. Полонская Высшее образование к 2035 году (прогноз). Alma-mater (Вестник высшей школы) № 9, 2020, с.18-22.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533