English

Доклады

Философские прогулки с детьми до 10-12 лет

Потапова Т.В., Петрова Ю.В.1, Попинако А.В.2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, Россия, 119192, г. Москва,

1Ленинские горы 1, стр. 40, факс: (495) 9393181, e-mail: potapova@belozersky.msu.ru

2ГБОУ «Школа №37» г. Москвы. Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д.3

3ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, ИНБИ имени А.Н. Баха,  119071, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, дом 33, строение 2

Еще в XIX в. основоположник отечественной начальной педагогики выпускник Московского университета К. Д. Ушинский утверждал, что естествознание совершенно необходимо для умственного развития ребенка, т.к. логика природы есть самая доступная логика для детей — наглядная и неопровержимая [1]. В 2014-2023 гг. в рамках программы «Человек и Природа: первые шаги» НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ накоплен и опубликован [2 — 4] богатый опыт объединения усилий ученых, педагогов и родителей по научному просвещению детей до 10-12 лет в области отношений Человека с Природой. Этот опыт был положен в основу проекта «Семейная школа имени К.Д. Ушинского» [5], реализованного в период с апреля по октябрь 2024 г. во внеурочное время на безвозмездной основе в честь 270-летия Московского университета и 200-летнего юбилея К.Д. Ушинского. Благодаря знакомству с работой коллег-философов МГУ на летней школе для учителей — 2024 «Развитие мотиваций научной деятельности у детей до 10-12 лет» [6], в нашу практику вошла такая инновация как философские прогулки. В сентябре семьи с детьми, опираясь на составленную учеными карту-схему расположения деревьев и кустарников (37 видов) вокруг Лабораторного корпуса «А» МГУ, собрали гербарии из листьев, выбрали любимые деревья, по поводу которых выстраивались беседы на общей философской прогулке 21 сентября. После прогулки все с удовольствием работали в творческой мастерской над изготовлением художественных композиций из ягод, листочков, цветов и семян на донышках чашек Петри, смазанных пластилином. Живая природа, окружающая детей во время таких философских прогулок, добавляет много новых каверзных вопросов, что всегда требует срочного совместного поиска взрослым и ребенком правильных ответов и соединяет поколения от 3-летних внучат до бабушек и дедушек в восторге от совместного обсуждения мудрых законов природы.

1. К.Д. Ушинский. 1994. «Родное слово». Новосибирск. «Детская литература».

2. Т.В. Потапова. 2015. «Исследование природы вместе с детьми». М. «Лазурь».

3. Т.В. Потапова. 2020. «Человек и Природа. Первые шаги». М. Изд-во МГУ.

4. http://belozersky.msu.ru/links.chip.

5. https://www.belozersky.msu.ru//ru/links/chip/shkola-imeni-ushinskiogo-2024.

6. https://www.belozersky.msu.ru/ru/links/chip/otchet-i-sbornik-dokladov-letnej-shkolyi-dlya-uchitelej-ijun-2024.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533