![]() ![]() |
Архив публикацийТезисыXXVIII-ая конференцияАспиранты и студенты:различия их представлений о будущемЦентральный экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, vinokurova@yandex.ru. 1Воронежский государственный университет, математический факультет, кафедра математического моделирования, Россия, 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д. 1. Тел.: 8 (910) 280-58-07. goudovitch@mail.ru. Работа базируется на материалах анкетного опроса аспирантов и студентов в вузах Воронежа. Результаты изучения студентов уже опубликованы в [1], [2] и др. Цель данной работы – сравнение представлений аспирантов и студентов о будущем, о роли науки и высоких технологий в развитии нашей страны, а также их представлений о собственной роли в будущем. Задачи исследования: 1) Выявление предпочтений респондентов при выборе сферы будущей работы; 2) Анализ представления студентов и аспирантов о том, что нужно в первую очередь для России в сфере технологий и осуществление каких проектов они считают первоочередным; 3) Выявление представлений о том, кто (какие группы) определяют будущее развитие России. Нам представлялось естественным, что большинство аспирантов пожелает работать в науке. Однако хотели бы в будущем заняться наукой или преподаванием менее 50% аспирантов (43,2% и 48,6% соответственно), хотя, конечно, у студенческой молодежи такое желание существенно ниже. Студентов в большей степени привлекают работа в сфере торговли, финансовая деятельность и управление, а аспиранты больше ценят работу в сфере высоких технологий. Они лучше студентов понимают роль IT. Аспиранты продемонстрировали скепсис по отношению к развитию нанотехнологий, исследованию космоса и борьбе с глобальным потеплением. Однако робототехника, разработка новых лекарств, газификация сельской местности или строительство скоростных магистралей ценятся выше аспирантами, чем студентами. Условно говоря, аспиранты «ближе к земле». Они в большей степени привержены либеральным ценностям. Соблюдение прав человека они считают самым важным достижением в США. Их взгляды следует учитывать властям. Важным результатом представляется тот факт, что аспиранты, люди, уже вовлеченные в науку и в научную среду лично, очень низко (и ниже, чем студенты), оценивают значение науки для будущего развития России. В целом, аспиранты проявили себя более зрелой и более целеустремленной группой молодежи в сравнении со студентами. На наш взгляд, они являются хорошим потенциальным резервом при переходе к передовым цифровым технологиям, а рост числа студентов аспирантуры будет полезен для развития экономики.
Литература 1.Винокурова Н.А., Гудович И.С., Баклыков А.С. Молодежь как стратегический ресурс будущего развития: ценностные ориентации, планы, мечты // Современная экономика: проблемы и решения. №9 (93), 2017. С. 14-31. 2.Винокурова Н.А., Гудович И.С. Москва – Воронеж. Сходство и различия в отношении студентов к науке и ученым // Современная экономика: проблемы и решения. №4(124), 2020, С. 40-53
Материалы доклада |