|
PresentationsA special picture of the world, the language of the specialty and the problem of the subjectLomonosov State University "Новая философская энциклопедия" формулирует определение специальной научной картины мира без использования понятия "субъекта". При этом специальная научная картина мира приравнивается к «картине исследуемой реальности», включающей представления «1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности» [Новая философская энциклопедия 2001]. На деле же, при лингвистическом анализе и сопоставлении научных текстов по разным специальностям, выясняется, что категория субъекта - диктумного (действующего) и модусного (воспринимающего, осмысливающего и оценивающего реальность) - занимает в специальных картинах мира центральное место, во многом определяя их специфику. Эта проблема рассматривается в докладе на примере геологии и истории с использованием методов коммуникативно-грамматического и автоматизированного частотного анализа текста. В текстах выявляются отличия субъекта картины мира ряда основных геологических дисциплин (минералогии, литологии, стратиграфии) от субъекта картины мира общей и неорганической химии. Конструирование времени как функция субъекта-ученого выступает как характеристика, объединяющая геологию и историю и ярко проявляющая себя в языковых средствах и приемах построения текстов этих наук. В то же время модусные субъект-геолог и субъект-историк "взаимодействуют" в своих текстах с принципиально разными типами диктумных субъектов, что также определяет специфику соответствующих дисциплинарных моделей мира. Помимо "взаимодействия" с диктумными субъектами - творцами истории, историк вступает в эксплицитный или имплицитный диалог с модусными субъектами истории, тогда как геолог "лишен" этого диалога, хотя и может "имитировать" его в тексте посредством метафор. Изученный нами массив текстов позволяет также предположить, что дисциплинарной спецификой обладает и метаязыковая рефлексия различных научных дисциплин как проявление модусной субъектности ученых. Литература Новая философская энциклопедия. М., 2001.
|