|
PresentationsSyncretism of consciousness and creative activity in the linguistic picture of the worldИнститут молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН, РФ, 119991, Москва, Вавилова ул. 32, +74991352311 1НИИ Развития мозга и высших достижений РУДН, Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая д.11, +7 495 787-38-03 Понятия синкретизма (от греч. syn – с, вместе + лат. cresco – расту, увеличиваюсь) в психологии и религии различаются. Если в религии оно обозначает смешение верований и культов и рассматривается как разновидность эклектизма, то в детской психологии синкретизм рассматривается как свойство мышления ребёнка дошкольного возраста. Синкретизм проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления. Детское восприятие выделяет лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. Синкретизм является фактором развития детского мышления, а синкретические связи – основа для связей, соответствующих реальности. В этом смысле синкретизм можно рассматривать как основу творческого мышления и говорится об умении художника смотреть на мир глазами ребёнка. Обычно научное и художественное творчество противопоставляют, как два разных способы описания мира - при помощи формул и моделей и при помощи образов и слов. Однако слова, несущие в себе образы понятий, оказываются общими для учёного и писателя, «художника слова». Живое и творческое сознание оперирует словами и в этом смысле является образным. Российская наука имеет в своём основании фигуру Михаила Ломоносова, который является первым учёным и первым поэтом России [1]. Синкретизм связывают с симультанностью в искусстве - способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных знаний, умений, действий, операций [2]. В своей книге «Ключи от головы» мы привели пример синестезии, когда звуки связаны с красками в восприятии [3]. С другой стороны, синкретизм может помочь представить, как в сознании ребёнка и молодого человека входят абстрактные понятия [4]. Эти представления дают основания утверждению, что научное творчество более плодотворно на родном языке и защита русского языка в науке является важной задачей [5]. Представления о философии языка развёрнуто развиты в книге о смыслах русской культуры [6]. Литература 1. Юрий Нечипоренко. Помощник царям (жизнь и творения Михаила Ломоносова)». М., Издательство Московского Университета, 2011. 2. Максим Петров. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М. 2010. 3. Вера Толченникова, Юрий Нечипоренко. Ключи от головы (что учёные знают про мозг). Москва, Арт-Волхонка, 2020. 4. Юрий Нечипоренко. Горстка бобов. М., Б.С.Г.-пресс, 2022. 5. Галина Ризниченко, Александра Дьяконова и Сергей Хрущёв. Семинар «Русский научный язык» Интернет-обозрение «Русская жизнь» http://ruszhizn.ruspole.info/node/9238 6. Юрий Нечипоренко. Смыслы русской культуры. Спб Алетейя, 2025.
|