Русский
!Если во время конференции Вы планируете проживать в общежитие Пущино (других вариантов проживания в Пущино практически не осталось), то для поселения необходимо заполнить анкету. Анкету нужно прислать на адрес оргкомитета mce@mce.su до 17 января.

Presentations

Syncretism of consciousness and creative activity in the linguistic picture of the world

Нечипуренко Ю.Д., Толченникова В.В.1

Институт молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН, РФ, 119991, Москва, Вавилова ул. 32, +74991352311

1НИИ Развития мозга и высших достижений РУДН, Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая д.11, +7 495 787-38-03

Понятия синкретизма (от греч. syn  – с, вместе + лат. cresco  – расту, увеличиваюсь) в психологии и религии различаются. Если в религии оно обозначает смешение верований и культов и рассматривается как разновидность эклектизма, то в детской психологии синкретизм рассматривается как свойство мышления ребёнка дошкольного возраста. Синкретизм проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления. Детское восприятие выделяет лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. Синкретизм является фактором развития детского мышления, а синкретические связи – основа для связей, соответствующих реальности. В этом смысле синкретизм можно рассматривать как основу творческого мышления и говорится об умении художника смотреть на мир глазами ребёнка. Обычно научное и художественное творчество противопоставляют, как два разных способы описания мира - при помощи формул и моделей и при помощи образов и слов. Однако слова, несущие в себе образы понятий, оказываются общими для учёного и писателя, «художника слова». Живое и творческое сознание оперирует словами и в этом смысле является образным. Российская наука имеет в своём основании фигуру Михаила Ломоносова, который является первым учёным и первым поэтом России [1]. Синкретизм связывают с симультанностью в искусстве - способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных знаний, умений, действий, операций [2]. В своей книге «Ключи от головы» мы привели пример синестезии, когда звуки связаны с красками в восприятии [3]. С другой стороны, синкретизм может помочь представить, как в сознании ребёнка и молодого человека входят абстрактные понятия [4]. Эти представления дают основания утверждению, что научное творчество более плодотворно на родном языке и защита русского языка в науке является важной задачей [5]. Представления о философии языка развёрнуто развиты в книге о смыслах русской культуры [6].

Литература

1. Юрий Нечипоренко. Помощник царям (жизнь и творения Михаила Ломоносова)». М., Издательство Московского Университета, 2011.

2. Максим Петров. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М. 2010.

3. Вера Толченникова, Юрий Нечипоренко. Ключи от головы (что учёные знают про мозг). Москва, Арт-Волхонка, 2020.

4. Юрий Нечипоренко. Горстка бобов. М., Б.С.Г.-пресс, 2022.

5. Галина Ризниченко, Александра Дьяконова и Сергей Хрущёв. Семинар «Русский научный язык» Интернет-обозрение «Русская жизнь» http://ruszhizn.ruspole.info/node/9238

6. Юрий Нечипоренко. Смыслы русской культуры. Спб Алетейя, 2025.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533