Русский

Presentations

Syncretism of consciousness and creative activity in the linguistic picture of the world

Нечипуренко Ю.Д., Толченникова В.В.1

Институт молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН, РФ, 119991, Москва, Вавилова ул. 32, +74991352311

1НИИ Развития мозга и высших достижений РУДН, Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая д.11, +7 495 787-38-03

Понятия синкретизма (от греч. syn  – с, вместе + лат. cresco  – расту, увеличиваюсь) в психологии и религии различаются. Если в религии оно обозначает смешение верований и культов и рассматривается как разновидность эклектизма, то в детской психологии синкретизм рассматривается как свойство мышления ребёнка дошкольного возраста. Синкретизм проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления. Детское восприятие выделяет лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. Синкретизм является фактором развития детского мышления, а синкретические связи – основа для связей, соответствующих реальности. В этом смысле синкретизм можно рассматривать как основу творческого мышления и говорится об умении художника смотреть на мир глазами ребёнка. Обычно научное и художественное творчество противопоставляют, как два разных способы описания мира - при помощи формул и моделей и при помощи образов и слов. Однако слова, несущие в себе образы понятий, оказываются общими для учёного и писателя, «художника слова». Живое и творческое сознание оперирует словами и в этом смысле является образным. Российская наука имеет в своём основании фигуру Михаила Ломоносова, который является первым учёным и первым поэтом России [1]. Синкретизм связывают с симультанностью в искусстве - способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных знаний, умений, действий, операций [2]. В своей книге «Ключи от головы» мы привели пример синестезии, когда звуки связаны с красками в восприятии [3]. С другой стороны, синкретизм может помочь представить, как в сознании ребёнка и молодого человека входят абстрактные понятия [4]. Эти представления дают основания утверждению, что научное творчество более плодотворно на родном языке и защита русского языка в науке является важной задачей [5]. Представления о философии языка развёрнуто развиты в книге о смыслах русской культуры [6].

Литература

1. Юрий Нечипоренко. Помощник царям (жизнь и творения Михаила Ломоносова)». М., Издательство Московского Университета, 2011.

2. Максим Петров. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М. 2010.

3. Вера Толченникова, Юрий Нечипоренко. Ключи от головы (что учёные знают про мозг). Москва, Арт-Волхонка, 2020.

4. Юрий Нечипоренко. Горстка бобов. М., Б.С.Г.-пресс, 2022.

5. Галина Ризниченко, Александра Дьяконова и Сергей Хрущёв. Семинар «Русский научный язык» Интернет-обозрение «Русская жизнь» http://ruszhizn.ruspole.info/node/9238

6. Юрий Нечипоренко. Смыслы русской культуры. Спб Алетейя, 2025.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533