|
Conference publicationsAbstractsXIII conferenceВиртуальная среда для обучения проектированию АСУТПВолгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Камышинский технологический институт (КТИ, филиал ВолгГТУ), ф-т информационных технологий, кафедра АСОИУ, Россия, 403870, г. Камышин Волгоградской обл., ул. Ленина 6а, Тел.: (84457)9-40-48, факс: (84457)9-43-62, e-mail: pansanya@atricom.ru 1 pp.Выполнение междисциплинарного курсового проекта для студентов, обучающих-ся по специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», преследует цель закрепления у студентов полученных знаний и навыков по созданию АСУТП. Однако, при попытках применить полученные знания они об-наруживают, что без помощи старших специалистов бессильны сформулировать це-ли, критерии и принципы управления «незнакомым» объектом. Наибольшие трудности вызывает самая творческая часть работы – формулиро-вание задач автоматизации и определение степени охвата технологических и произ-водственных процессов контуром автоматизации. Преподавание большинства предметов общепрофессионального и специально-го циклов в технических вузах построено по схеме «метод – задача»: излагается на-учный подход, изучается методика, построенная на его базе, затем приводятся при-меры инженерных задач, для решения которых эта методика эффективна. Опыт ре-шения инженерных проблем проектирования по «обратной» схеме («задача – ме-тод») осваивается студентами недостаточно. Мы думаем, что единственным подходом к подготовке студентов в вопросах проектирования АСОИУ является имитация обстановки, в которой происходит разра-ботка конкретного проекта, на основе последовательного ознакомления студентов с за-дачами обследования объекта, с выявлением потребности в автоматизации ряда задач, с обоснованием эффекта от автоматизации, с выбором идеи и алгоритмов управления. Базой для нашей разработки является собственный (как позитивный, так и нега-тивный) опыт проектирования систем автоматизированного управления следующих технологических процессов (объектов): 1. Процесс помола цемента в шаровой мельнице. 2. Управление технологическими процессами водозабора и водораспределе-ния в гидромелиоративной системе (ГМС). 3.Управление водозаборным узлом в гидромелиоративной системе 4. Задача экологического мониторинга работы нефтебазы.
Для описанных объектов разработаны имитационные виртуальные стенды, на ко-торых студенты проводят анализ и тестирование разрабатываемых АСУ. |