![]() ![]() |
Conference publicationsAbstractsXXXII conferenceA special picture of the world, the language of the specialty and the problem of the subjectLomonosov State University 1 pp. (accepted)"Новая философская энциклопедия" формулирует определение специальной научной картины мира без использования понятия "субъекта". При этом специальная научная картина мира приравнивается к «картине исследуемой реальности», включающей представления «1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности» [Новая философская энциклопедия 2001]. На деле же, при лингвистическом анализе и сопоставлении научных текстов по разным специальностям, выясняется, что категория субъекта - диктумного (действующего) и модусного (воспринимающего, осмысливающего и оценивающего реальность) - занимает в специальных картинах мира центральное место, во многом определяя их специфику. Эта проблема рассматривается в докладе на примере геологии и истории с использованием методов коммуникативно-грамматического и автоматизированного частотного анализа текста. В текстах выявляются отличия субъекта картины мира ряда основных геологических дисциплин (минералогии, литологии, стратиграфии) от субъекта картины мира общей и неорганической химии. Конструирование времени как функция субъекта-ученого выступает как характеристика, объединяющая геологию и историю и ярко проявляющая себя в языковых средствах и приемах построения текстов этих наук. В то же время модусные субъект-геолог и субъект-историк "взаимодействуют" в своих текстах с принципиально разными типами диктумных субъектов, что также определяет специфику соответствующих дисциплинарных моделей мира. Помимо "взаимодействия" с диктумными субъектами - творцами истории, историк вступает в эксплицитный или имплицитный диалог с модусными субъектами истории, тогда как геолог "лишен" этого диалога, хотя и может "имитировать" его в тексте посредством метафор. Изученный нами массив текстов позволяет также предположить, что дисциплинарной спецификой обладает и метаязыковая рефлексия различных научных дисциплин как проявление модусной субъектности ученых. Литература Новая философская энциклопедия. М., 2001.
|