Русский

Conference publications

Abstracts

XXVII conference

Development of motivation for scientific research under conditions of the structural reform of common schools

Potapova T.V., Petrova Ju.V.

Belozersky Scientific Research Institute of Physico-chemical Biology, Moscow Lomonosov State University, Moscow 119991, Russia

1 pp. (accepted)

Дети до 10-12 лет развиваются, подражая поведению авторитетных старших и осознавая эти образцы поведения благодаря речевому общению с наставниками. Во все времена у всех народов лучшими наставниками для малышей были старшие дети. Эту закономерность мы успешно использовали в конце прошлого и начале нынешнего века в серии проектов «Малыши и няньки». В рамках программы «Человек и Природа. Первые шаги» накоплен успешный опыт развития научных мотиваций у детей до 10-12 лет путем организации общения детей с учеными на Фестивалях науки, обучающих семейных праздниках и научно-практических конференциях с участием дошкольников и младших школьников. Весной 2019 г. мы приступили к внедрению опыта МГУ по договорам о сотрудничестве с несколькими школами. Структурная реформа образования, объединив школы и детские сады, создала базу для использования природного потенциала разновозрастного воспитания. Однако, обсуждение конкретных планов работы выяаило ряд проблем. (1) Здесь и сейчас даже в семьях дети мало общаются друг с другом, привязанные к узко адаптированным к своему возрасту электронным гаджетам. (2) Организация разновозрастного общения в процессе совместного труда на участке может встретить протесты родителей по поводу «использования труда детей». (3) У многих детей нет навыков взаимодействия друг с другом: они сторонятся сверстников, избегают коллективных действий. (4) Ради экономии финансов из штатов образовательных учреждений (ОУ) удалены специалисты по озеленению территорий и помещений и уходу за растениями. (5) Ряд трудностей связан с новыми санитарными правилами и нормами, ограничивающими контакты детей с живой природой (6) Традиционно ОУ имели хорошо озелененные территории, что способствовало, как ознакомлению детей с природой, так и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается опасная тенденция превращать участки ОУ в площадки с синтетическим покрытием, пластиковым оборудованием и единичными растениями. (7) Разновозрастное общение допустимо только в рамках внеурочной деятельности, которая в школах, на сегодняшний день, четко регламентирована. (8) Большая загруженность педагогов в ОУ не позволяет системно заниматься организацией разновозрастного взаимодействия, осуществляя лишь время от времени разовые акции, больше похожие на анимационные программы или квесты. Тем не менее, мы надеемся найти формы и методы реализации идеи наставничества в общении детей разного возрастного несмотря на перечисленные выше трудности.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533