English
!

Доклады

Человек и Природа: здесь и сейчас

Потапова Т.В.

НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова potapova@belozersky.msu.ru

По мере развития цивилизации меняются отношения Человека с Природой и представления каждого человека об этих отношениях. Техносфера (Мир Вещей) создается людьми и подвластна воле Человека. Биосфера существует по своим законами и воле людей не подвластна. В XXI в. развитие Техносферы уже соперничает с Биосферой по обороту вещества и энергии в масштабах планеты. Для предупреждения экологических катастроф необходима научно обоснованная ориентации деятельности каждого Человека по отношению к Природе. Тревогу за судьбу человечества, пренебрегающего своим единством с природой и ответственностью за нее, выражали в конце XX в. такие выдающиеся математики, как И.М. Гельфанд и Н.Н. Моисеев. Беда в том, что погружение с детства в мир вещей не позволяет человеку сформировать в своем мышлении адекватные представления о жизни Природы и необходимости беречь ее как основу своего жизнеобеспечения. Позитивный пример гармоничного сочетания промышленного производства с бережным отношением к Природе на основе духовного единства с ней — культура современной Японии. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что молодые родители, ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, предпочитают раннее приобщение детей к миру вещей, хлопотливым и трудоемким занятиям по приобщению их к миру природы с активным обсуждением законов природы, ее значения для жизни Человека на планете Земля и необходимости заботиться о ней как неподвластной воле человека системе, обеспечивающей всех людей кислородом для дыхания, водой и продуктами питания. Что делать? Можно обратиться к глубокой укорененности представлений о единстве Человека и Природы в отечественной культуре, которую еще в XIX в. К.Д. Ушинский положил в основу начальной педагогики, следуя идеям И.Г. Песталоцци о необходимости опоры на природные силы организма и природные закономерности развития ребенка для полноценной подготовки его к счастливой жизни в окружающем мире. Система Ушинского прочно вошла в нашу культуру как искусство приобретения ребенком опыта (личного или совместного с наставником) взаимодействия с природой, осознания с помощью речевого общения закономерностей природы и обучения навыкам договариваться с другими по поводу взаимодействия с природой. В 2014-2022 г.г. в рамках программы «Человек и Природа: первые шаги» НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ накоплен богатый опыт объединения усилий ученых, педагогов и родителей с целью воспитания у детей до 10-12 лет навыков и ценностных мотиваций к гармонизации отношений Человека с Природой. Этот опыт представлен как открытый Интернет-ресурс на сайте НИИ ФХБ [http://belozersky.msu.ru/links.chip].

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533