English
!

Доклады

Школа и преподавание в контексте синергетики

Новикова Г.В.

МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 52. +7 916-809-29-86, novikg@rambler.ru

В настоящее время система образования в России накопила огромное число нерешённых проблем и по оценке многих исследователей находится в состоянии кризиса [1]. Ситуацию усугубляет введение дистанционного обучения в связи с необходимостью соблюдать карантинные меры. Нерешенными профессиональным сообществом остаются множество вопросов: в чем конкретно состоят цели и методы современного обучения и воспитания, возможно ли адекватное усвоение знаний в ЦОС, возможно ли полноценное воспитание в ЦОС, каковы результаты обучения в ЦОС?

По нашему мнению, ответы на эти и многие другие сущностные вопросы должны быть найдены в условиях самоорганизации педагогических коллективов. Для сохранения баланса в функционировании школ, повышения качества образования, управленцам и педагогическим коллективам необходимо разработать программы и алгоритмы междисциплинарного взаимодействия специалистов. Для руководства педагогическими коллективами необходимо учитывать принципы синергетики: гомеостатичности и иерархичности; принципы становления педагогических и ученических коллективов: нелинейности, незамкнутости, неустойчивости, динамической иерархичности и наблюдаемости.

Самоорганизация педагогического коллектива определяется как выбор и осуществление таких форм отношений и способов деятельности педагогов, которые существенно изменят качественные и количественные показатели образовательного процесса. Нами определены условия самоорганизации: параметры систем формальных и неформальных отношений, вертикальные и горизонтальные связи, отношения между молодыми и пожилыми педагогами, параметры социально-психологического климата (уровень сплоченности и согласованности личных и общественных целей), требования к личности руководителя образовательной организации, соблюдение принципов социальной справедливости при разрешении профессиональных и межличностных конфликтов.

Принципы синергетики необходимо учитывать как руководителям школ, так и учителям. Педагоги испытывают нравственные, ролевые, адаптационные и др. конфликты, разрешение которых требует грамотного научного подхода. Нами определены формы и способы самоорганизации педагогических коллективов во всех направлениях деятельности: учебно-методической, организационно-методической, повышении квалификации и поддержке молодых преподавателей.

Литература

1. Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. ЛЕНАНД, 2019. 368 c.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533