English
!

Доклады

Университетский естественно-научный музей : точки развития образовательной деятельности

Пикуленко М.М.

Научно-учебный музей землеведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, pikulenkomarina@mail.ru

Университетские музеи решают сложные задачи сохранения культурного, научного наследия и поиска ответов, как соответствовать вызовам времени, быть актуальными для выполнения исследовательских и образовательных программ университета, быть востребованными. Стремление разрешить возникающие вопросы в научных областях и просвещении, по мнению ICOM (Международного Совета музеев) и UMAC (Международного комитета университетских музеев и коллекций), имеет важное значение в нестабильное время перемен, особенно таких как пандемия COVID-19. При этом использование современных технологий затрагивает не только цифровые формы взаимодействия музеев с посетителями, студентами, но и коммуникацию с обществом в целом. Современный музей высшего учебного образовательного учреждения сохраняет, приумножает потенциал университетских коллекций, а так же осуществляет научную и образовательную деятельность в такие сложные времена социальной, экономической и культурной неопределенности. Поиск правильных решений в сложившихся условиях волнует международное сообщество университетских музеев, которое определяет три направления их деятельности: использование цифровых технологий, применение новых образовательных практик, поддержание и расширение взаимодействия с обществом.

В эпоху «ложных» новостей и недоверия к современным достижениям науки университетские музеи играют немаловажную роль в поддержании диалога между общественностью и учеными. Актуальность университетских коллекций во время, когда будущее неизвестно, возрастает, поскольку они позволяют систематизировать знания известного прошлого. Разработанные и реализованные в Научно-учебном музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова образовательные мероприятия, предусматривают интеграцию традиционных для музея форм в пространстве музея, с участием лектора-ученого, и самостоятельной деятельности участников (практической или поисковой), благодаря созданию интерактивных заданий с использованием подходов, направленных на преодоление пассивно-созерцательной активности. В проектах «Университетские субботы», московская школьная олимпиада «Музеи. Парки, Усадьбы», «Академический класс» сложность для участников заключалась в необходимости результативного интерактивного взаимодействия с естественнонаучной экспозицией, натурными экспонатами как офлайн, так и онлайн. Получены результаты анкетирования участников, которые показали заинтересованность в тематических практических занятиях в музее университета, в том числе и в дистанционном формате.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533