English
!

Доклады

Анализ показателей качества подготовки инженерно-технических кадров на основе данных предметных международных рейтингов университетов

Комкина Т.А.

ЦЭМИ РАН, 117418 Москва, Нахимовский проспект, 47, т. 8(495)779-13-25, tania_kom@mail.ru

Проблема подготовки высококвалифицированных инженерных кадров является одной из приоритетных задач инновационного развития экономики России на этапе модернизации и реиндустриализации России. В настоящее время для оценки качества подготовки инженерно-технических кадров в системе высшего образования используются международные предметные рейтинги университетов, такие как QS (Quacquarelli Symonds), ARWU (Academic Ranking of World Universities), THE (Times Higher Education). Согласно государственной программе «Проект 5-100», вхождение в один из этих рейтингов гарантировало вузу государственную поддержку в рамках программы, направленной на повышение конкурентоспособности российских университетов. Следует отметить, что подобные программы «академического превосходства» были также реализованы в других странах.

В работе проведен анализ данных двух основных международных рейтингов вузов QS и ARWU, так как методология данных рейтингов изменялась незначительно на протяжении ряда лет [1,2]. Расчеты показали, что доминирующие позиции в рейтингах ARWU и QS по направлениям инженерные науки и технологии, естественные науки и науки о жизни занимают англоязычные вузы (в первую очередь США), что связано с использование библиометрических показателей (как при ранжировании топ 100, так и в общем рейтинге). В региональном разрезе в рассматриваемых рейтингах за последние пять лет заметен рост числа азиатских университетов, что, возможно, связано с введением в Китае и Южной Корее программ по созданию университетов мирового класса. Был проведен анализ изменения динамика места и показателей российских вузов в международных рейтингах (2015-2021 гг.). Следует отметить положительную динамику присутствия российских вузов на уровне отдельных предметных рейтингов за рассматриваемый период времени (по 20 рассматриваемым направлениям рейтинга ARWU 2021 вошли 17 вузов из России). Также представляет интерес анализ взаимосвязи изменения показателей российских вузов с объемом выделенных субсидий на финансирование программ повышения конкурентоспособности вузов.

Литература

1. QS World University Rankings by Subject, https://www.topuniversities.com/subject-rankings

2. Global Ranking of Academic Subjects, https://www.shanghairanking.com/rankings/gras

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533