English
!

Доклады

Исследовательские лабораторные работы по физике в техническом вузе

Герцен Т.А., Любимова Н.Ю., Любимова А.А.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, +7(342)9223056178, E-mail: tanger59perm@yandex.ru

Наблюдение, опыты, эксперимент – основа познания природы и освоения естественных наук. В курсе физики в техническом вузе лабораторные работы, демонстрации явлений представляют собой важную составляющую в обучении. Дистанционное обучение привело к необходимости использовать виртуальные ресурсы, Несмотря на больше количество и разнообразие цифровых ресурсов, виртуальных лабораторных работ и демонстраций (их мы также активно используем в ряде ситуаций), они все-таки не могут заменить натурные исследования. Причем даже работы, выполняемые в учебной лаборатории тоже модельные, в искусственно созданных условиях. Цель работы – показать возможность включения в лабораторный практикум по физике экспериментальных заданий, выполняемых вне учебной лаборатории, возможно и в домашних условиях, независимо от режима учебы. Задания, которыми мы дополняем практикум, основаны на исследовании реальных объектов (по возможности приближенных к направлениям обучения студентов. В качестве примеров рассмотрены работы: 1. Многие студенты интересуются музыкой, обрабатывают, сочиняют. И для направления «Информационные системы и технологии» подходят именно работы по записи и анализу звуковых сигналов с использованием компьютерных программ . 2. Для химических направлений в качестве примера приведены задания по анализу отражающих кристаллических поверхностей (бликов или «искр»). 3. Для студентов направлений механики и материаловедения в качестве самостоятельных экспериментальных исследований предлагались задания, связанные с деформациями тонких пленок, с образованием периодических структур, неустойчивостью. Выводы: включение в лабораторный учебный практикум элементов самостоятельного наблюдения и изучения реальных объектов, доступных и понятных учащимся обеспечивает понимание и роль физических законов; дает возможность самим практически составить план исследований, провести обработку результатов измерений, расширить представления о физических явлениях, практическом использовании физических законов. Многие из таких исследований впоследствии сопровождались математической постановкой задач, компьютерным моделированием и легли в основу научных работ.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533