English
!

Доклады

Проблемы применения рейтингов для оценки качества высшего образования

Никонова М.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт РАН, 117418 Москва, Нахимовский проспект, 47

Востребованность различных рейтингов, в том числе и для оценки качества высшего образования, как в вузах зарубежом, так и в российских, приводит к тому, что качество образования отходит на второй план, а на первый план выходит повышение показателей, входящие в рейтинги. Так, основными мировыми рейтингами вузов являются QS, THE и ARWU. Необходимо отметить, что данные рейтинги разрабатывались в интересах определенных стран (THE и QS – США и Великобритания, ARWU – Китай). Именно поэтому указанные рейтинги малоприменимы для российских вузов. Однако это не останавливает последних в «погоне» за показателями рейтингов и является одной из негативных причин трансформации подходов к высшему образованию.

Отметим, что довольно высокую долю в указанных рейтингах составляет уровень цитирований печатных работ преподавателей вузов. Однако при расчете рейтинга учитываются не все публикации, а публикации в узком круге журналов, например, Nature и Science, или индексация статей Science Citation Index – Expanded и Social Sciences Citation Index. В силу недостаточного (а порой и практически отсутствия) интереса данных изданий к российским исследованиям, особенно в социогуманитарной сфере, публикации в таких журналах затруднительны. Исключение отчасти составляют исследования в области математики, программирования, инжиниринга, биотехнологии и др.

В исследовании был проведен анализ мест российских вузов в указанных рейтингах, а также расчет общего балла российских университетов без учета цитируемости и соотношения иностранных преподавателей к общей численности преподавательского состава (как основных показателей рейтингов, которые «занижают» места отечественных вузов).

Необходимо отметить, что попытки искусственно повысить место в рейтингах приводит к снижению качества образования. Так, например, растет число приглашенных иностранных преподавателей (речь не идет о ведущих ученых), а также расширение публикационной активности, что не может не сказаться на качестве публикаций.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533