English
!

Доклады

Анализ и прогнозирование потребности в ИТ-кадрах в России в условиях цифровой экономики

Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н.

Государственный университет «Дубна», Россия, 141980, г. Дубна, Московская область, ул. Университетская, 19; Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской Академии Наук, Россия, 119333, Москва, Вавилова, д.44, кор.2, E-mail: orlova@isa.ru, e-kosh@yandex.ru

В условиях преобразований, происходящих в российской экономике в последнее время, особенно в связи с реализацией национального проекта «Цифровая экономика», формируется повышенный спрос на ИТ-кадры, и в ближайшей перспективе прогнозируется усиление конкуренции в этой области. Авторы проводят анализ спроса на кадры для ИТ-отрасли, а также приводят контрольные цифры приема на ИТ-обучение из средств бюджета.

На волне цифровизации прогнозируется дополнительное усиление конкуренции за ИТ-кадры, так как все отрасли народного хозяйства будут нуждаться в их услугах, особенно крупные компании и госкорпорации. Эксперт Бостонской консалтинговой группы (BCG) отмечает, что на горизонте 5-7 лет дефицит ИТ-кадров достигнет 1 млн. человек, а перспективная потребность в ИТ-кадрах составит - 2,8 млн. человек.

Сегодня в России система подготовки кадров для цифровой экономики формируется в условиях федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», реализация которого рассчитана до 2024 года. За последующие пять лет планируется ежегодно готовить 120 тыс. выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, 800 тыс. выпускников высшего и среднего образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне и 40% населения цифровым навыкам.

В значительной степени реализации прогнозов может способствовать разработка профессиональных стандартов в области IT для определения функциональной карты видов трудовой деятельности и закрепление показателей уровня квалификации, характера умений и знаний к каждой трудовой функции. Помимо этого необходимо ускорение корректировки федеральных государственных образовательных стандартов с учетом профессиональных стандартов и разработка примерных образовательных программ. Профессиональные стандарты могут стать основой для построения программ дополнительного образования, повышения квалификации IT-специалистов.

Подводя итоги, следует отметить, что для полноценного развития IT-сферы в России, потребуется существенно большее число специалистов. Проведенный анализ показал, что потребность в квалифицированных кадрах сегодня намного выше, чем способны подготовить российские вузы. Кроме того, нет уверенности, что сегодня наши вузы могут обеспечить молодым управленцам достаточную квалификацию для того, чтобы развивать направления цифровой экономики.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533