English
!

Доклады

Использование показателей цитирования: риски и последствия

Никонова М.А.

ЦЭМИ РАН, г. Москва, Нахимовский пр-т, 47

Показатели цитирования в последнее время стали очень популярны в нашей стране. Их используют (в качестве одного из показателей) для оценки деятельности вузов, научных институтов и отдельных исследователей, что, на первый взгляд, является довольно простым и удобным способом оценки. Однако у этого метода есть довольно много минусов и рисков его использования.

Показатели цитирования используются в качестве одного из критериев анализа деятельности российских вузов (качества высшего образования) при оценке их мест в ведущих мировых рейтингах (QS, THE и ARWU, которые, необходимо отметить, малоприменимы для отечественных вузов). Уровень цитируемости научных публикаций является одним из основных показателей указанных рейтингов (его доля в указанных рейтингах составляет от 20% до 32,5%). И именно этот показатель является одним из критериев, занижающих места российских вузов в международных рейтингах (на данный момент лишь немногое число ведущих вузов входит в мировые рейтинги, таких как МГУ, МФТИ, ВШЭ, Университет ИТМО, НИЯУ МИФИ, Казанский, Новосибирский, Санкт-Петербургский и Томский университеты, при этом места отечественных вузов довольно низкие – во вторую сотню вузов по оценке THE входит только МГУ, в третью сотню – МФТИ и ВШЭ [1]). Стремление повысить места, занимаемые российскими вузами в указанных рейтинга, и, соответственно, использование показателя цитируемости научных публикаций приводит к трансформации подходов к высшему образованию.

Также широкое распространение получила оценка исследовательской деятельности с использованием библиометрических показателей (показателей цитирования и связанной с ними статистикой), как наиболее «простых и объективных». Для объективного использования показателей цитирования необходимо проанализировать их недостатки, риски и последствия их использования.

Литература.

1. Рейтинг вузов THE (2020 г.) https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533