English
!

Доклады

Визуализация данных − новая дисциплина учебного плана

Денежкина И.Е.

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Ленинградский пр., 49, E-mail: idenezhkina@fa.ru тел. +7 (499)503 4720-4738

Бурное развитие IT-технологий существенно упростило процессы накопления и обработки информации, а заполнение рынка устройствами для персонального исполь-зования делает любого желающего полноправным участником информационного ми-ра. Человечество уже перешло на новый уровень потребления информации. Возмож-ность получить любую информацию практически немедленно привела к информаци-онному перенасыщению, что поставило задачу быстрой первичной фильтрации дан-ных. Так в бизнес-среде, где важна скорость принятия решений, раньше главной по-требностью было быстро получить нужную информацию. Теперь же гораздо важнее быстро интерпретировать полученные сведения. Скорость реакции человека на полу-ченную информацию обратно пропорциональна её объёму, т.к. мозг, как оказалось, имеет предел восприятия большого количества информации. Все это привело к появ-лению и развитию методов визуальной аналитики, вначале энтузиастами. В настоящее время уже говорят о визуальной революции.

Визуализация является мощным инструментом быстрой оценки. Это обосновано в первую очередь тем, что большую часть информации об окружающем мире мы полу-чаем с помощью зрения. Кроме того, визуальные методы позволяют чётко отразить смысл, имеющийся в данных любого объема и структуры. Преимуществом визуальных приёмов является также их влияние на эмоциональную составляющую процесса ком-муникаций, побуждающую аудиторию действовать.

В условиях усугубляющегося дефицита времени на принятие решений эффек-тивные бизнес‐коммуникации становятся все важнее. Вне зависимости от того, кто яв-ляется нашим оппонентом, цель всегда одна – побудить его принять определённые ре-шения Достичь этой цели гораздо сложнее, чем просто сообщить даже важную инфор-мацию.

Выпускник вуза по направлению подготовки «Бизнес-информатика» (и, конечно, других направлений) без изучения основ визуализации данных системно и аргументи-ровано, оказывается беспомощным в мире бизнес-аналитики. У некоторых есть интуи-тивно правильный подход в проблеме визуальной подачи данных, но они и не догады-ваются, что существуют правила и методы, существенно упрощающие эту задачу. Множество средств для вполне полноценного анализа данных содержит шаблоны гра-фиков и диаграмм, не подлежащие никакой критике. У разработчиков в те времена и не стояла рассматриваемая задача.

Включение дисциплины «Информационные технологии визуализации бизнес-информации» в учебные планы, как показала практика, существенно повысил уровень профессиональных компетенций наших выпускников.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533