English
!

Доклады

Компьютерные технологии в преподавании курса кристаллохимии на химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова

Богдан Т.В., Словохотов Ю.Л.1, Миняйлов В.В., Абрамович А.И., Гринева О.В.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 3.

1Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, Россия, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 65.

Базовый курс кристаллохимии (КХ) на химическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоит из следующих разделов: симметрия (точечная и пространственная); основы дифракционных методов исследования структуры кристаллов; описательная кристаллохимия (принципы строения кристаллов различных классов соединений). В сжатые сроки (один семестр) студенты должны овладеть формальным описанием групп симметрии, изучить математический аппарат структурного анализа и освоить базовые структурные типы кристаллических структур. Вопросы, рассматриваемые в курсе, очень многоплановы, и в связи с этим при изложении материала возникает необходимость использовать наглядные иллюстрации. В преподавании курса активно используются трехмерные модели кристаллических структур. Однако наилучших успехов в усвоении материала удается добиться с помощью компьютерных технологий: программ визуализации кристаллических структур и компьютерных тестов в системе дистанционного образования.

Доступные программы визуализации кристаллических структур (Vesta, Diamond, Mercury) позволяют увидеть геометрический мотив расположения атомов в кристаллической структуре, измерить расстояния между атомами, а также валентные и торсионные углы, выделить структурообразующие контакты, представить кристаллическую структуру в координационных полиэдрах, построить проекции элементарных ячеек вдоль разных координатных направлений, выявить присущие кристаллу элементы симметрии. Рабочими файлами для программ визуализации являются текстовые файлы *.cif, которые можно экспортировать из структурных банков данных CSD и ICSD. В рамках такого подхода большинство занятий проводится в компьютерном классе. Студенты быстро осваивают программы визуализации и с интересом работают с ними. Качество знаний и понимание материала при этом улучшается. Следует отметить, что использование современных баз структурных данных позволяет корректировать информацию о давно изученных структурах и получать сведения о строении новых материалов, еще не включенных в учебники.

В докладе будут рассмотрены основные темы изучаемых разделов курса, выделены наиболее сложные для понимания вопросы и показаны примеры использования компьютерных технологий для улучшения качества усвоения материала.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533