English
!

Доклады

Стилевые деструкции или сетевой научный стиль?

Балясникова О.В.

Институт языкознания РАН bn.post@yandex.ru

Существует обоснованная точка зрения, согласно которой сетевой научный стиль является одним из сетевых функциональных стилей [3]. На наш взгляд, трудно однозначно устанавливать соответствие традиционных и сетевых разновидностей научного языка. Информационная сетевая среда обеспечивает возможность не только поиска научных знаний, но и их приращения пользователем и не только их усвоение, но и интерпретацию. В частности, образовательное пространство интернета существенно повышает статус обучающейся личности, паттерны психической активности которой отличаются от тех, которые формируются в обычном образовательном процессе [2].

В виртуальной среде язык неизбежно изменяется быстрее, чем в естественных условиях. Сочетание формально письменного и концептуально устного вида речи, смешение признаков монолога, диалога и полилога, повышение значимости субъективной информации не может не сказаться на особенностях научного стиля текстов, функционирующих в сетевом пространстве. В частности, в числе таких особенностей - несвойственная научному стилю эмоциональность (использование восклицательных знаков, эмотиконов, обращения-просьбы к широкой аудитории), контаминация наивного, практического и профессионального дискурсов, гипертекстуальность [1, 4]. Можно упомянуть здесь и включение автором опосредованно связанных с проблематикой текста инокодовых элементов и ссылок, особенно в обсуждении на научных форумах, особый характер цензуры, терпимость к нарушению языковых норм и правил организации текста.

Литература

1. Ахапкина Я.Э. О грамматике устно-письменного высказывания // Современный русский язык в интернете. М.: Языки славянской культуры, 2014. Стр. 181-194.

2. Берулава Г.А. Поведенческие стереотипы с позиции теории сетевого образования. М : РИО МИУ, 2012. 147 стр.

3. Тошович Б. Интернет-стилистика. М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. 238 стр.

4. Хайдарова В.Ф. Эволюция языка: синергетический анализ интернет-текстов. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2016. 148 стр.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533