English
!

Доклады

Критерии оценки эффективности деятельности работников профессорско-преподавательского состава вузов

Дорохов А.В., Климова Э.В.

МИРЭА - Российский Технологический Университет Институт тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, 86. +7(903)218-45-40, anddor@mail.ru

В большинстве вузов Российской Федерации главным основанием для выплат стимулирующего характера работникам профессорско-преподавательского состава являются разработанные вузами критерии эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава (КЭД ППС), причём во многих вузах эти выплаты составляют основную часть заработной платы преподавателя. В каждом вузе разрабатывается своя система КЭД ППС, как правило, балльная (рейтинговая, индексная). Однако можно выделить основные критерии, общие для всех ВУЗов, анализ которых приводит к весьма любопытным и вместе с тем к крайне неоднозначным выводам.

Деятельность ППС оценивается по нескольким основным направлениям: учебно-методическая работа, научная деятельность, организационная и общественная деятельность, воспитательная деятельность. При этом основным показателем эффективности деятельности преподавателя практически во всех вузах без исключения является научная деятельность, на долю которой приходится боле половины (а то и более 70%) рейтинговых баллов. Вместе с тем, в последние годы в связи со значительным сокращением численности ППС учебная нагрузка на преподавателей существенно возросла. Кроме того, многие вузы стали уделять большое внимание работе со школьниками (как теоретической, так и экспериментальной), вследствие чего учебная нагрузка на преподавателей увеличивается ещё больше. В результате у преподавателя практически не остаётся времени на осуществление научно-исследовательской деятельности на качественно высоком уровне. При этом собственно преподавательская деятельность (в том числе руководство квалификационными работами магистров и бакалавров) практически не находит отражения в рейтинговой системе. Таким образом, существует явное противоречие между основной деятельностью ППС и критериями её оценки. Для разрешения этого противоречия требуется разработка новых, единых для всех вузов критериев с пропорциональным учётом всех видов нагрузки ППС.

Объективная оценка преподавательской деятельности представляет собой очень непростую задачу. Вероятно, это одна из главных причин, по которой критериев оценки собственно преподавательской деятельности в большинстве вузов нет. В предлагаемых нами КЭД ППС пропорционально учитываются различные виды нагрузки на преподавателя и предлагаются критерии оценки эффективности преподавательской деятельности профессорско-преподавательского состава.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533