English
!

Доклады

Оценка факторов целевого эффекта инноваций при формировании стратегии технологического развития предприятия

Шаталова О.М.

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: oshatalova@mail.ru

В целях проводимого исследования под стратегией технологического развития понимается целевая форма инновационной стратегии (ИС) предприятия, включающая в себя процессы разработки и промышленного освоения технологических новшеств и направленная на обеспечение конкурентоспособности на уровне стратегической бизнес-единицы. Условия формирования инновационной стратегии технологического развития предприятия (ИСТРП) представлены тремя компонентами выбора: 1) множество объектов ИСТРП; 2) множество активных средств; 3) множество типов ИС. Ключевым критерием формирования ИСТРП (критерием выбора из множества допустимых значений по представленным компонентам) является эффективность. Оценку эффективности на стадии формирования ИСТРП целесообразно проводить в двух аспектах: во-первых, оценка экономических и инвестиционно-финансовых аспектов ИСТРП, оцениваемых с использованием показателей инвестиционного и технико-экономического анализа; во-вторых, оценка управленческой эффективности, раскрывающей стратегически значимые предпосылки формирования ИСТРП (в т.ч. актуальные предпочтения и ограничения в системе управления предприятием) и обеспечивающей уточнение (обоснование) значений ключевых технико-экономических параметров. Для оценки управленческой эффективности предложено использовать аналитический показатель эффективности (W), оцениваемый в рамках системной теории эффективности; при этом предложен методологический подход нечеткого моделирования, позволяющий проводить оценку W с позиций нестохастической неопределенности. Ключевым условием реализации данного подхода является исчерпывающая оценка целевого эффекта (q). Оценка q в условиях высокой неопределенности и нечеткости информации на стадии разработки ИСТРП может быть реализована методами нечетких вычислений; в этом случае существенным является вопрос о составе факторов q и степени их значимости в системе ИСТРП. Основываясь на результатах исследований ИС и стратегий конкурентного поведения нам были предложены шесть базовых составляющих q, актуальных в оценке эффективности инноваций при формировании ИСТРП: в т.ч. потребительские (эксплуатационные) качества товара; экономичность производства; обеспечение эффекта масштаба; наличие защитных рыночных барьеров и др. В докладе показан характер дифференциации названных факторов по типам ИС и возможности количественной оценки их значимости с использованием метода анализа иерархий по разработанной системе экспертного оценивания.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533