English
!

Доклады

Приоритеты студенчества в отношении качества жизни

Винокурова Н.А., Гудович И.С.1

Центральный Экономико-математический институт РАН,

1Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47. vinokurova@yandex.ru

2Воронежский государственный университет, математический

3факультет, кафедра математического моделирования,

4Россия, 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д.1. goudovitch@mail.ru

Внимание исследователей к проблемам качества жизни возрастает с каждым годом, поскольку в целом возрастает интерес к человеческому измерению во всех областях жизни. Долгое время в оценках качества жизни преобладал «объективистский» подход, когда интерес исследователей сосредотачивался на изучении объективных (чаще всего количественных) показателей, характеризующих качество жизни отдельных социальных групп, регионов, стран. При этом важность различных характеристик качества жизни для индивидуума определялась с помощью экспертных оценок. В последние годы «субъективистский» подход стал не менее важным. С помощью социологических опросов выясняется удовлетворенность людей теми или иными характеристиками качества жизни. Другой тип субъективистских исследований, широко принятый на вооружение учеными Запада, – это выяснение также с помощью анкетных опросов мнения респондентов о важности для них тех или иных характеристик качества жизни, что позволяет вместо экспертных оценок использовать в объективистских исследованиях оценки, сделанные самим человеком. В России подобные исследования являются исключением.

В данной работе используется как раз такой субъективистский подход. Она посвящена анализу результатов социологического обследования студентов на предмет их представлений о качестве жизни, и о сравнительной важности его различных характеристик. При этом нас интересовало их мнение о важности таких характеристик для населения в целом, для них лично в настоящее время и предположительных оценок того, что может быть для них важно в будущем (через 10 лет). Было выбрано условно 14 характеристик качества жизни. Критерием выбора послужила возможность в дальнейшем сопоставлять их вербальные приоритеты с реальными объективными оценками, то есть использовать их как веса при объективных исследованиях. В анкету были включены наиболее репрезентативные, на наш взгляд, характеристики качества жизни. Прямой описательный метод представления результатов дополнялся аналитикой. Особую ценность представляют интервью, проведенные авторами на предмет выяснения критериев, по которым студенты оценивали компоненты качества жизни.

Основные результаты исследования: 1. Выявлена устойчивость предпочтений молодежи для особой группы из набора сравниваемых в исследовании характеристик качества жизни, отличающихся по горизонту оценки, что свидетельствует об их фундаментальном характере. К ней относятся: наличие собственной квартиры, возможность ежегодно бывать в зарубежных туристических поездках и возможность покупать качественные продукты питания. 2. Студенты очень чутко улавливают западные тенденции в потреблении и образе жизни и находятся под их влиянием, хотя традиционная ценность материальной поддержки родных и друзей тоже остается актуальной. 3. Различия между тем, что студенты считают важным для себя, и тем, что они полагают важным для всего населения, довольно значительны. Их настрой гедонистический: такие характеристики как развлечения, спорт, хорошая одежда представляются студентам гораздо менее важными для населения в целом, чем для них самих.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533