English
!

Доклады

Естественнонаучный музей университета как пример преемственности образовательных практик средней и высшей школы

Пикуленко М.М.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Научно-учебный Музей землеведения МГУ, Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы д.1, Главное здание МГУ, Тел.: 8(495)9393011; E-mail: pikulenkomarina@mail.ru

Активная вовлеченность музеев, как в неформальное образование, так и в процесс формального образования в настоящее время происходит как в области гуманитарных дисциплин, так и естественных.

Анализ деятельности естественнонаучного музея университета, на примере Научно-учебного музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, показывает успешное взаимодействие учреждений высшего и общего образования, формируя преемственность образовательных программ и практик. Рассмотрено современное развитие музейной педагогики, основные характеристики – непрерывность и интерактивность, а также применение дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой. В университетском музее, с нашей точки зрения, на первом месте стоят доступность, наглядность, научность и связь теории с практикой.

Примеры реализации различных видов образовательных программ в естественнонаучном музее университета в области географии, биологии, экологии, химии для всех уровней обучающихся показывают, что развивающиеся практики способствуют успешному сотрудничеству университетов и учреждений общего образования в целях формирования базовых естественнонаучных знаний с самого раннего возраста и поддержания профессионального уровня в течение всей жизни для устойчивого развития общества. Показано, что изменения в приоритетах музейной деятельности в последние десятилетия определяют создание не только новых экспозиций, где музейные экспонаты превращаются из объектов охраны в действующие предметы, но и преобразование просветительских и образовательных практик, обеспечивая преемственность в образовательном процессе.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533