English
!

Доклады

Шеринговая экономика как составная часть цифровой экономики: зарубежный опыт становления и развития

Белова Л.Г.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, +7 (903) 766-97-49, lgbelova@bk.ru

Концепцию цифровой экономики мы считаем частью теории информационного общества, которая пополняется все новыми «новыми экономиками» по мере выдвижения на передний план новых нюансов в мировой экономике и следуя своеобразной «моде» в мировой экономической мысли. На основе обобщения всех этих «новых экономик» мы сформулировали наше понимание данных феноменов и их соотношение.

Сложившаяся к настоящему времени концепция цифровой экономики состоит, на наш взгляд из шестнадцати элементов: технологической основы (Интернет вещей; автономные роботы; «большие данные»: развитие способов сбора и анализа Big Data; дополненная реальность; симуляция; аддитивные технологии и 3D-печать; горизонтальная и вертикальная интеграция; облачные технологии; космический Интернет; беспилотные устройства; нанотехнологии; биотехнологии; квантовые компьютеры), а также концепций искусственного интеллекта, краудсорсинга и шеринговой экономики.

Самый спорный элемент – шеринговая экономика - новая модель товарных отношений, соединившая старую как мир идею брать вещи напрокат и «умные» технологии, позволяющие агрегировать на онлайн-платформах данные со всего света и производить обмен товарами/услугами в глобальном масштабе. Концепция и практика шеринговой экономики имеют приверженцев и противников. Самой главной положительной характеристикой шеринговой экономики мы считаем ее возможности способствовать решению таких острых социальных проблем как вытеснение живого труда и так называемый эйджизм (дискриминация человека по возрасту). Существующие в мировой экономической литературе публикации свидетельствуют о существенной занятости в шеринговой экономике людей в возрасте 55–64 года, которые составляют более четверти инициаторов стартапов.

Большой интерес представляет главный проект муниципальных властей Сеула столицы Республики Корея, - «Шеринг-город Сеул» (Sharing City Seoul), направленный на создание новой культуры в долгосрочной перспективе: актуализировать в сознании людей изменения, происходящие в условиях Индустрии 4.0.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533