English
!

Доклады

Естественнонаучное образование гуманитариев в свете интегративных процессов

Яблошевская Ю.С, Бобров А.В.

Московский педагогический государственный университет, ИФТИС кафедра естественных наук и инновационных технологий. Россия, 107140, Москва, ул.Краснопрудная, 14 Тел: 8(915) 200 56 92; E-mail: yabloshevskaya.s@mail.ru ГБОУ Школа №887 Россия,121467, Москва, Молдавская улица, дом 6, корпус 2. Тел: +7(985)169-69-01, E-mail: bobrov-av@school887.ru

Последнее время в науке происходит процесс интеграции. «Интеграция научного познания – это, прежде всего, движение взаимного обмена научными достижениями и взаимосвязанного развития тех или иных научных подразделений, которое формируется в результате этого взаимообмена» [1]. Академик Ю.А. писал: «К концу XX века наука как бы разделилась на слои… Специалист часто замыкался в своем слое, увлекаясь в его пределах деталями… Это создавало узость научного мышления, забвение целостности мира». Также следует отметить, что интеграция происходит между гуманитарным и естественнонаучным познанием. Так, понятие «энтропия» часто встречается в термодинамике, как «функция состояния термодинамической системы, характеризующая направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и являющаяся мерой их необратимости». В лингвистике также можно встретить данное понятие. Например, энтропия языка. Язык рассматривают при этом как открытую, изменяющуюся, аддитивную и вероятностную систему [2]. Интегрированные курсы помогут учащимся понять взаимосвязь наук, разобрать современные отрасли наук. В школах в гуманитарных классах вводится предмет «Естествознание». Он является перспективной заменой одночасовых курсов физики, химии и биологии. В вузах на гуманитарных направлениях подготовки изучаются такие дисциплины, как КСЕ, ЕНКМ и др. Основная цель данных курсов – формирование целостной естественнонаучной картины мира. Необходимо соблюдать преемственность «школа – вуз» естественнонаучной подготовки гуманитариев. На наш взгляд, этого можно добиться при формировании интеграционных центров, предложенных Н.И. Одинцовой и Е.Е. Одинцовой [3]. Разработка центров позволит учащимся лучше разобраться со структурой естественнонаучного знания.

Литература.

1. Камалеева Алсу Рауфовна, Сарро Валентин Михайлович Интегративный характер современного естественнонаучного образования // Вестник ЧГПУ. 2010. №3. С. 81-91.

2. Некипелова Ирина Михайловна Энтропия языковой системы как основной показатель ее развития // СИСП. 2013. №12 (32). С.4.

3. Одинцова Наталия Игоревна, Одинцова Екатерина Евгеньевна Естественнонаучная картина мира: преемственность среднего и высшего образования // Преподаватель XXI век. 2014. №3. С.16-21

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533