English
!

Доклады

Слово памяти (к столетию искусствоведа П.П.Никифорова)

Краснопольская Л.Н.

Пущинский научный центр РАН/ Россия, 142290, г. Пущино, 8(916)788-49-90, e-mail: lnkras@rambler.ru

«…Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается …весь реальный мир, все великие исторические эпохи». Слова Н. Бердяева характеризуют Петра Петровича Никифорова (1918-1993). Искусствовед, художник, солдат Великой Отечественной, более 50-и лет отдавший сохранению традиций русской культуры, родился в Москве в семье интеллигентов, учился в 325-й московской школе, в художественном училище. В 1939 г. призван в армию, танкистом защищал Родину на ленинградском фронте, командовал Т-34, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, горел в танке, чудом выжил. С 1944 по 1949 год - студент отделения искусствоведения истфака МГУ. С 4-го курса – экскурсовод в ГМИИ имени А. Пушкина. После МГУ – работа в Пензенской картинной галереи, преподавание в художественных вузах Минска, Воронежа, с 1950 г. членство в Союзе художников РСФСР, с 1984 г. – заслуженный работник культуры. Одним из первых П. Никифоров вводил в научное сообщество понятие «экология культуры». Главным в его жизни было искусство, со страстью к живописи соперничало только увлечение шахматами.

Последнее десятилетие жизни П. Никифорова связано с Пущино. Эрудит, тонкий знаток искусства, яркий оратор, он организовывал выставки в Доме Учёных, преподавал в детской «художке». До последнего месяца жизни участвовал в эксперименте по организации гуманитарного образования в старших классах пущинской школы № 3. По-юношески легко он подружился с преподавателями пущинских отделений кафедр философии и иностранного языка АН СССР. Сначала для них, а потом и для их учеников проводил лекции, диспуты по истории и философии искусства. Запомнились эрудиция, увлеченность, искренность, смелость суждений старшего Друга.

Со времен работы в Пензе и буквально до последнего месяца жизни он вёл педагогическую работу, поэтому понимал, как важно в этом деле опираться не только на интеллект, но и на чувства обучаемых. Очень добрый человек, он щедро одаривал друзей и это ему самому доставляло радость. Для аспирантов, сдающих экзамен по философии, он нарисовал портреты мыслителей от античности до XX в.. К 42-м карандашным портретам философов П.П. добавил авторские портреты В. Вернадского и молодого Маркса, репродукции работы Н. Ге «Что есть истина?», «Философов» М. Нестерова. Он страстно хотел, чтобы молодые ученые, оправляясь в путешествие по Вселенным философии, видели лица их создателей, ощущали себя в состоянии диалога с ними. Такой галереи в 1989 году не было ни в одном учебном заведении России! Пётр Никифоров был просветителем по зову сердца, по убеждению. Его мощный ум, доброта и щедрость, жизнелюбие удивляли, радовали и согревали многих, с кем пересекалась его судьба. Он сам был одним из тех редких людей, которые даже в повседневности ощущали себя причастными к Культуре. «Он думал, чувствовал, он жил,//И все, что мог, постиг//И этим право заслужил//На свой бессмертный миг» (С.Я. Маршак).

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533