English
!

Доклады

Курс "Гражданское население в противодействии терроризму": первый опыт преподавания

Пилоян М.Г.

МГАВТ - филиал Санкт-Петербургского ГУМРФ им. С.О.Макарова, +7 495 6331600

КУРС «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ

Пилоян М.Г.

Московская государственная академия водного транспорта

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Россия, 123298, г.Москва, Новоданиловская наб., д.2, к.1

Тел.: (495)633-16-00

E-mail; _amanor_@mail.ru

О введении курса «Гражданское население в противодействии терроризму» в некоторых вузах г. Москвы ( программа дополнительного образования) стало известно в конце прошлого учебного года. Была получена примерная рабочая программа, в которую, исходя из специфики вуза, следовало внести изменения. Курс длительный (около 120 часов), включает в себя 5 модулей, которые затрагивают различные дисциплины – информатику, правоведение, психологию, историю, политологию, гражданскую оборону; так как академия является филиалом Санкт-Петербургского ГУМРФ им.С.О.Макарова – затрагиваются и вопросы безопасности водного транспорта. Модуль, с которого, собственно, начинается курс, относится к определению терроризма и его истории, поэтому хотелось бы поделиться первыми впечатлениями кафедры от его преподавания.

Реальное понимание сущности идеологии и практики экстремизма и терроризма, знание их исторических форм и их классификации действительно важно и необходимо. Чтобы за небольшое время, отведённое «историческому модулю», приблизиться к этому пониманию, оказалось необходимым заполнить колоссальные пробелы в знаниях первокурсников, только что закончивших среднюю школу. Прежде всего, это касается самих понятий радикализма, экстремизма и терроризма: их необходимо было предельно конкретизировать, так как у студентов (и не только у них) они или весьма размыты, или вообще им неизвестны. Такая же картина с классификацией террористических организаций (этот вопрос вызвал особый интерес): для подавляющего большинства студентов неожиданным оказался факт существования террористических организаций как националистической, расистской или сепаратистской, так и «революционной» направленности, как «левой», так и «правой». Практически неизвестной оказалась деятельность «леваков», державших в страхе Европу 60х-70х гг. прошлого века – «Красных бригад», РАФ и т.д. Практически всем было знакомо имя Че Гевары; при этом, однако, никто не рассматривал его как идеолога и практика террористической борьбы (теория «партизанского очага», которой сейчас с успехом пользуются радикальные исламисты). Также очень важным представляется уточнение понятия «государственный террор», анализ соответствующих исторических примеров. В этой связи обращает на себя внимание чудовищное незнание студентами истории зарубежных стран, причём любого периода. Так как в условиях тотального сокращения часов на все гуманитарные предметы вузы не могут ничего сделать в этом плане, эта ниша хотя бы немного, но должна быть заполнена в средней школе.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533