English
!

Доклады

Ценностные разрывы в представлениях студентов о привлекательности интеллектоемких видов профессиональной деятельности

Baklikov A.S., Vinokurova N.A.1, Gudovich I.S.

Воронежский государственный университет, математический факультет, кафедра математического моделирования, Россия, 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д. 1, Тел.: 8-910-280-58-07 goudovitch@mail.ru

1Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47 Тел.: +7(495)421-54-30, vinokurova@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ РАЗРЫВЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ О ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТОЕМКИХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящая работа представляет собой анализ данных, полученных в результате социологического исследования «Образ будущего России глазами молодежи». Опрос студентов и аспирантов проводился в высших учебных заведениях городов Воронеж и Москва. При анализе полученных данных с целью выявления ценностных ориентаций молодежи как фактора будущего развития страны авторы настоящей работы обратили внимание на значительное расхождение в оценках студентами разных факультетов и специальностей некоторых показателей и факторов, важных для будущего России и перспектив жизни самих участников анкетного опроса. Наличие такой разницы само по себе не вызывает сомнений и вполне прогнозируемо. В представленном исследовании мы попытались выяснить, в какой степени различия связаны с профессиональной ориентацией молодежи и насколько они велики.

В первую очередь нас интересовал вопрос: «Хотелось ли Вам когда-нибудь стать ученым?» Среди семи групп – физиков, математиков (прикладная математика), инженеров, биологов, экономистов, филологов и психологов самое большое количество желающих работать в области науки отмечено среди физиков и биологов (75% и 67,3% соответственно). Реже всех проявили это желание инженеры (33,3%) и экономисты (21,2%). Следует отметить, что, тем не менее, этот показатель достаточно высок во всех перечисленных группах. Например, филологи совсем немного отстают от физиков и биологов. У них на поставленный вопрос ответили «да» 53,1% студентов. При этом среди тех, кто когда-нибудь думал о работе в науке, больше всех хотели бы работать за рубежом математики (50%) и психологи (38,5%), а практически не связывают свое будущее с научной работой за рубежом инженеры. На вопрос «Хотели бы Вы работать за рубежом?» отрицательно ответили 46,7% инженеров, а согласие они выразили только в одном варианте – «за рубежом, но на какой-то срок» – 10%. Интересно отметить, что математики-прикладники, продемонстрировавшие далеко не самый высокий показатель по желанию работать в науке, на вопрос «Кто в наибольшей степени определяет будущее?» на первое место поставили ученых: 41,7% студентов оценили ученых высшим баллом по значимости, в то время как политики были оценены высшим баллом только у 16,7% студентов. Во всех остальных перечисленных выше группах на первом месте оказались политики.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533